?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile InkpointФотоВыставка Previous Previous Next Next
иже еси - Александр Савельев - ФотоХроника -
inkpoint
inkpoint
иже еси
7

   Село Нюхча на Белом море, деревянная церковь, в церкви на воскресной службе - только женщины. В основном старушки, несколько женщин средних лет и дети - кажется, тоже девочки. Своего священника нет, и полноценной службы тоже нет - но районный батюшка, который время от времени приезжает, благословил женщин молиться в церкви без него. Женщины сами отпирают церковь, читают молитвы и поют. Читают, как могут, запинаясь на сложных словах вроде "Навуходоносор". 
В то воскресенье Анна Ивановна (её портрет в позапрошлом посте) больше часа нараспев читала длинный текст, который полагалось читать именно в этот день. Там был и "Навуходоносор", и "сыновья израилевы", и "войско арамейское". Я сейчас нашёл этот текст в интернете, вот случайный отрывок: : 
И возвещено бысть
царю египетскому, яко бежаша людие, / и превра-
тйся сердце фараоново и служителей его на люди,
и рекоша: / что сие сотворйхом? Отпустйше сыны
израилевы, еже не работати нам?/ Впряже убо
фараон колесницы своя и вся люди своя собра с
собою. / И поят шестьсот колесниц избранных, / и
всякаго коня египетскаго, и тристаты над всеми. /

И больше часа без перерыва бабушки стоят, и я тоже стоял и слушал. И это было больше, чем странно - стоять в маленькой деревянной церкви на северной русской земле, где наверняка не ступала нога египтянина; стоять среди бабушек, которые ни одного египтянина не видели и никогда не увидят, но слушают - про фараонов, колесницы, и "полки ассирийския". Не знаю, насколько эти бабушки, пережившие колхозы, трудодни и соцсоревнования, понимают текст. Возможно, как-то по-своему понимают; возможно, понимать и необязательно. Для меня же этот поток церковнославянского, этот распевный речитатив, звучал уже подобно какому-то заклинанию на древнем языке. Что, в общем-то, так и есть. 
Потом в потоке заклинания прошли другие знакомые слова: "король свейский" и "треклятый отступник Мазепа". Это меня окончательно озадачило, после службы я спросил - что это был за текст. И вот что это было: 
"Служба благодарственая Богу в Троице Святой славимому, о великой Богом дарованной победе над свейским королем Каролом вторым надесять и воинством его, содеянной под Полтавой в лето от воплощения 1709". Оказывается, было 27-е июня, день Полтавской битвы. 

Я не сказал ещё об одном. Что поначалу стоять тяжело и непривычно, а потом - просто и свободно. Что оказывается, в жизни неверующего человека бывают моменты, когда понимаешь, что самое естественное для тебя сейчас - это перекреститься, и делаешь это абсолютно искренне. Что при всех этих нелепицах, которые подмечает ум, душа на выходе из церкви становится чище. И что есть очень большая разница между этой северной деревянной верой и нашей официальной золочёной церковью. 
Короткая запись оттуда: 

Метки: ,

2 комментария or Оставить комментарий
Comments
itatvas From: itatvas Date: Декабрь, 15, 2012 07:42 (UTC) (Ссылка)
Маму отпевали в похожей деревенской церкви - правда, там есть свой батюшка.
И ты прав - это отдельная церковь и отдельная жизнь, далекая от золоченого официоза...
off_peka From: off_peka Date: Декабрь, 15, 2012 08:18 (UTC) (Ссылка)
Грандиозная серия. Без дураков.
2 комментария or Оставить комментарий