?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile InkpointФотоВыставка Previous Previous Next Next
**** - Александр Савельев - ФотоХроника -
inkpoint
inkpoint
****
Вот ещё потерянная хорошая литература.  Потерянная, как потерялось много хорошего в смутное перестроечное время. Писатель Геннадий Головин умер ещё до пришествия интернета, и вряд ли его переиздадут.

Пока прочитал одну вещь - повесть "Чужая сторона".  Там и история маленького человека (прописанная так, что Гоголю далеко), и бытовая история, которая незаметно разворачивается в какое-то эпическое хождение по кругам ада.

Ещё язык и стиль.  В одной из статей пишут, что  он наследует русским классикам, и мне тоже кажется, что это так. Что каким-то непостижимым образом человек в конце 80-х подпитывался не советской литературой, а наводил мосточки куда-то туда, к далёким берегам высокого стиля. Это притом, что и сюжет, и герои - всё на грани бытовухи-чернухи, из песка, асфальта и ржавчины. Такое сочетание я только у Ерофеева могу вспомнить (конечно, не того, который теперь в телевизоре сидит)

Во-вторых, умение какое-то сложное человеческое переживание раскрыть и точно прописать одним абзацем - не спеша, доходчиво, но и без лишних слов.

Вот, смотрите, о пределах возможного страдания:

         "Но и, надо сказать, какую-то ехидную усладу одновременно же чувствовал он в себе — от того, что вытворяет с ним жизнь. Он слышал, впрочем, и то, что обиды, и стыд, и оскорбления, переносимые им, еще вполне терпимы. Русский человек, он ощущал в себе достаточное еще вместилище и для нового страдания, и для нового холода, и для новых обид, хотя страдал он уже по-настоящему, и было ему холодно по-настоящему, и обидно по-настоящему. Странное испытательское любопытство легонько пошевеливалось в нем: «Сколько же еще можно? Неужели еще можно?!» — и с бродяжьей этой отвагой в душе легче почему-то было идти во тьме по дороге, хотя он вовсе и не знал, куда ведет эта дорога и по этой ли дороге нужно ему идти".

Вот об этом, на мой взгляд, точно подмеченном ощущении - когда кажется, что всё хуже некуда, но при этом остаётся место и для "странного испытательского любопытства" - я что-то раньше не встречал ни о кого.

Метки: ,
Музыка: Вальс в Конго - Собака Вера

9 комментариев or Оставить комментарий
Comments
(Удалённый комментарий)
inkpoint From: inkpoint Date: Февраль, 18, 2014 20:50 (UTC) (Ссылка)
Всё просто - я читаю журнал "Юность" за 1989-й ))
Фильм я под впечатлением повести посмотрел - ну, фильм... Кажется, в те годы проще было написать хорошую книгу, чем снять хороший фильм. Мне понравился там актёр, который главного героя сыграл - тоже хороший и неочевидный актёр и тоже уже нет его. Но в фильме язык пропадает, внутренние монологи пропадают.
Сейчас полез читать "Анну Петровну" - кажется, это последняя его повесть. Ну, не знаю, как написать об этом, мне кажется, мало такой литературы - и тогда, и сейчас.
Если вдруг его переиздадут или наткнёшься на любую его книгу - бери на мою долю, не глядя )

Edited at 2014-02-18 20:57 (UTC)
kot_plutarh From: kot_plutarh Date: Февраль, 19, 2014 21:26 (UTC) (Ссылка)
Саш, а ты не хочешь переозаглавить пост в найденную литературу?) Она же ведь не потеряна, ты ее нашел, более того - поделился)
А если серьезно, то меня всерьез заботит проблема времени в творчестве. Очень часто слышишь фразы типа "он опередил время", не важно - про музыку там или про писателей, художников и тд. А вот есть такие кто это время не опередил, а наоборот. И как с этим быть я не понимаю. Какого быть этаким творцом внутри узкого круга, зная, что твою литературу мало кто прочтет из тех кому она предназначена, а читать ее будет только узкий круг ценителей и критиков? Что это?
Всякий раз когда я открываю какой-то такой культурный пласт, меня грусть немного берет и мне хочется всем рассказать, показать и восстановить справедливость)
inkpoint From: inkpoint Date: Февраль, 20, 2014 11:56 (UTC) (Ссылка)
Да, есть такая тема - "мимо времени". Когда человек не то чтобы опережает, а просто выпадает, находится в рассинхроне с тем, что актуально вокруг него. Допустим, в истории фотографии полно таких судеб - когда человек умирает в нищете, и только потом, годы спустя его записывают в энциклопедии. Но это потом, а при жизни "а, старичок этот с третьего этажа, снимаёт чё-то, кто его знает чё он там"

Тут вот как, насколько могу это понять: если человек каким-то творчеством одержим, он не может его не делать. Оно, это самое творчество, спать ему спокойно не даст, придёт и скажет: "Воплощай меня". А вот для кого ? Конечно, никто не пишет исключительно в стол, но никто и не пишет исключительно для людей или для признания. Есть ещё третий адресат, и он - главный. Адресат наверху - как хочешь, так его и называй.

Но ещё одна штука в том, что при жизни сами эти люди наверняка не в силах своё творчество адекватно оценить. Сколько плохих поэтов искренне пишут плохие стихи, а? Сколько одержимых литераторов и художников утонуло в Лете - и вобщем-то, поделом?
А ведь у них тоже была своя вера в то, что они делали, своё вот это, неотступное, которое всю жизнь заставляло их.

У Горчева есть известная притча про Предназначение - вот там, мне кажется, точно об этом.
И вообще - когда ты уже приедешь ко мне пить ?


kot_plutarh From: kot_plutarh Date: Февраль, 20, 2014 20:27 (UTC) (Ссылка)
Как только я внятно вернусь в Москву, так в первую же ночь с пятницы на воскресенье к тебе. Я все пока невнятно возвращаюсь. Сегодня вернулся, а в субботу опять улечу.
Вот Горчев, кстати, тоже в рассинхроне. И что меня всегда больше всего поражало, вот эти все самобытные и яркие творцы как-то так уходят вместе со своим творчеством. Ну то есть впечатление от творчества настолько яркое, что уход абсолютно органичен ибо непонятно какое дальше было бы продолжение.

…дальше развивать мысль не буду, ибо тема для не одной бутылки вина.
inkpoint From: inkpoint Date: Февраль, 20, 2014 20:36 (UTC) (Ссылка)
Возьмём три.
(Удалённый комментарий)
bukchina From: bukchina Date: Февраль, 26, 2014 08:01 (UTC) (Ссылка)
милый, подшивки Юности за цать лет мы с Ваней (уже при тебе) отнесли в детскую библиотеку, но иностранку и Новый мир я никому не отдала. можем забрать от родителей: сиди - открывай))))

Саня, не поверишь, но моего любимого Веденяпина я узнала как раз перелистывая "старый" Новый мир))) и я не ток ДЮВ там нашла))

но нет того моего гольяновского огромного незастекленного балкона, пропала та скрипучая раскладушка и не читаю я больше "советских газет", как и не сдаю бутылки (к твоему другому посту), они тоже жили на балконе. еще там мы играли в нарды, читали-загорали, выращивали цветы, настаивали квашенную капусту, пускали мыльные пузыри. стены были расисаны дедушкой - копия купальщицы Дега и тройка лошадей. мама смешно разрисовала бортики. того балкона мне оч. не хватает.

но я не сдаюсь читать не с экранов девайсов. и это все мои успехи. шелест страниц, пылюку и запах книг я ни на что не променяю.
inkpoint From: inkpoint Date: Февраль, 26, 2014 12:15 (UTC) (Ссылка)
Ну у меня пока подшивки Юности ещё не все читаны. Стану повзрослее - доберусь до "Иностранки" и "Нового мира" прошлого века. )

Мы с Плотицей как-то говорили про разницу между читалками и книгами - он говорит: "когда я смотрю на экран, у меня другой режим включается - я не читаю уже, я информацию считываю"
И да - запах книги - это важно! И вообще - это же не просто текст, это вещь, с помощью которой с тобой происходит путешествие. Отдельная вещь и даже со своим характером и внешностью )
9 комментариев or Оставить комментарий