?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile InkpointФотоВыставка Previous Previous Next Next
я тебе волк, братишка - Александр Савельев - ФотоХроника -
inkpoint
inkpoint
я тебе волк, братишка
Недавно пережил полезный опыт путешествия из Петербурга в Москву. На маршрутке. По свежим дорожным впечатлениям – большой текст, и под катом будет много ненормативной лексики.

****
Какие-то типы – вроде молодые, но тёртые жизнью. У всех свои причины добираться из Питера в Москву не на поезде, а в холодной маршрутке – то ли экономия, то ли с паспортом что-то не так. Полный интернационал: армянин, цыган, молдаванин, один дембель, ещё пара людей, которые по всем приметам родились вдалеке от обеих столиц. У всех своя дорога; ранее незнакомые, они как-то быстро начинают общаться и ходить за пивом на остановках.
«Брат», «братуха» – говорят они друг другу, хотя вряд ли кто-то из них доверит соседу сторожить свои вещи. Ягоды одного поля, они интуитивно чуют во мне «не своего» - и особо со мной не разговаривают. Я и не рвусь с ними общаться, я хочу спать.
Но в тряской маршрутке получается лишь дремать; искренне желая провалиться в сон и никак не достигая сна, я слышу обрывки их разговоров, их балагурство, их мат. То мне кажется – а ведь неплохие, в сущности, ребята. То становится мерзко и тошно. Думаю – упыри, недочеловеки. Неужели полстраны сделано из такого материала ?



- Я в рот ебал этот механизм! - говорит дембель совершенно серьёзно. - Я деду часы купил, хотел с подарком приехать, часы «Салют», советские ещё. Четыре раза завёл, а они встали – опять наёбка какая-то.
- Ничего - отвечает другой. - Деду твоему, знаешь, какой самый лучший подарок? Вот он подарок сидит. То, что ты вернулся.
Дембель говорит с мамой: Мама, ты не волнуйся. Я еду уже, от Питера отъехал, тут ребята хорошие, вот телефон позвонить дали. Не переживай, всё нормально у меня. Катюше скажи тоже, что завтра буду. Поворачивается к соседу:
- Шапочка – смотри какая. Класс, да? У шакала одного взял. Мы с ним забазарились поговорить один на один, ну я вышел, жду, сигаретку выкурил, его нет. Ну, я пошёл, нашёл его, а он такой: «я сейчас не могу, меня командир роты вызывает», а я ему «ты чё моросишь? Сам сначала выёбывался, а потом забздел?» Ну, отжал я у него шапку. А чё – я своё взял.
Извини, братуха, я сутки не спал.

Дембель засыпает, другой говорит по телефону.

- Ты по тому номеру больше не звони, там другой человек. Ну просто другой человек там, не я, ну я говорил тебе. Что? Ты не думай так, я тебя не брошу. Я тебе говорю – не брошу. Да ничего я не бегу от себя. Просто сейчас уехать надо в другой город. Я в машине сейчас, слышишь? Да не обманываю я тебя, я не такой человек, Таня. Ну ведь у нас разногласия с тобой начались последнее время. Что? Разногласия. А разве нет?
Помнишь, ты сама с Иры смеялась, когда ей плохо было? Ну, ты с Иры смеялась, когда она забеременела. Я говорю – я тебя не брошу.

Маршрутка с занавешенными шторами едет сквозь ночь. Женщина в пуховике и очках перебирается на переднее кресло, к водителю, и начинает его расспрашивать, рассказывать какие-то истории. Долетают обрывки: «Моя родина – Дагестан, а там у нас…» – говорит водитель. На остановке (кафе на заправке, перекур, туалет) спрашиваю эту тётеньку:
- Боитесь, что заснёт?
- Теперь не боюсь, а когда сзади сидела – страшно. А так и ему веселее, и нам надёжнее. А то вон какая дорога, а музыка у него одинаковая вся.

Выходит покурить смешливый армянин в кепочке – он подмерзает на заднем сиденье.
– Ой, бля, холодно как. Затягивается. Тётенька в очках пресекает сразу же - Молодой человек, я вас попрошу без этого. Без мата.
Армянин сразу расцветает улыбкой ловкого карманника, который уже успел скинуть кошелёк:
- А я что? Я же просто «блинчик» сказал! Это не мат, холодно просто очень.

А мне всегда интересно (неприятно, но занятно) смотреть, как гопота расширяет себе зону комфорта. Сначала матерятся втихую, вполушёпот. Они же понимают, чувствуют, что это – не норма, что «общественное место» всё-таки. Потом видят, что большинство вокруг – свои такие же, и вот уже по салону плывёт то, что называется «матерок» - вроде беззлобное подворотенное балагурство, но граница уже пройдена, уже как бы и норма. Высокоморальная тётенька сидит впереди, она не слышит.

Потом, ближе к утру, у ребят наступают приливы бодрости. – Командир, а чё музыка так тихо? Давай прибавим звука! Ну никто же не против, да?
Я говорю, что против, давайте лучше поспим ещё. На что мне дружелюбно отвечают: Ну чё, под музыку поспишь, тоже нормально.
Но водитель молодец – на провокации не ведётся, тётенька их тоже урезонивает – мол, здесь не ресторан вам. То, что они называют музыкой, минут на 15 становится громче, но вскоре возвращается на прежний уровень. Мне почти всё равно, я понимаю, что уже не уснуть – и засыпаю.

Уже после Твери нас тормозит ДПС. Проверка документов. ДПСник зачитывает куда-то в рацию ФИО и серию паспорта – «АрзумянДэВэ-двадцатьтринольвосемь», там, на другом конце, проверяют. У того, кто обещал Тане не бросить её, какой-то нерусский паспорт, и его ведут в будку. Он возвращается минут через десять и долго клянёт «этих пидорасов, я их на хую вертел, я этот сучий пост помню, они меня два года назад томозили уже. Автомат взять и уебать всех». Вся маршрутка, и даже интеллигентного вида пожилой мужчина, ещё долго мусолят языками вечную тему «менты - суки».

Был ещё один парень – он, как и я, всю дорогу молча дремал, одет получше других да и взгляд вроде нормальный – и в мысленной расстановке своих-чужих я записал его в свои, решив, что молчит человек, потому что ему с этими разговаривать не о чем и противно. Уже в Москве у него зазвонил телефон: «Да пиздец, я заебался здесь ехать» - начал он свой рассказ, и я понял, что молчал он по каким-то другим причинам.

Москва, почти полдень, опухшие и прибитые дорогой люди вылезают из маршрутки. Я искренне благодарен водителю – этому сухонькому пожилому дагестанцу, который провёз нас сквозь эту долгую холодную ночь, говорю «спасибо». Танин любовник и жертва ДПС водителем недоволен: «Взять кирпич и в стекло ему уебать» - говорит вслед отъезжающей машине.

Вот так. Эти люди называют друг друга «братишками» - однако видно же, что никому не верят, а им самим верит разве что мама. И вот эти их словечки- «от души, брат», «уважение» - где там душа и где уважение к ближнему своему? Возможно, там, где человек человеку волк, где люди постоянно ждут «опять наёбки» от судьбы, государства и соседа – там остаётся только вот этот код условных понятий, псевдочеловечность, в которую обёрнут главный закон, закон хитрости и силы – все эти «взять своё», «кинуть лоха» и прочее.

Глупо, конечно, судить о людях просто по дорожному разговору – всё это ведь только слова. По факту - ничего не случилось. Вполне возможно, каждый из этих типов способен на какие-то добрые и человечные поступки. И маму каждый из них наверняка любит.

А в Москве, тем же вечером, я зашёл в продуктовый магазин. Стоят три пьяных мужика; один, наиболее свиноподобный, сначала говорит продавщице «Ты же мне как сестрёнка», затем начинает рассказывать друзьям, как он кому-то перерезал сухожилия на ногах, «чтобы он, сука, не убежал». И понятно, что речь идёт совсем не об охоте.

И вот как, как жить среди всего этого? Можно, конечно, забраться на какую-то башню из слоновой кости, силой воображения вынести всю эту грязь за скобки, ходить по хипстерским кафешкам и культурным сборищам. Но вот он, наш мир, наш Арканар, он такой. Вот оно «наше всё», с которым так или иначе столкнёшься, когда выйдешь в магазин за хлебом – и с этим тоже надо как-то уметь жить. Как ?

P.S.

Я недавно слышал мнение одного неглупого взрослого человека – он уверенно говорил, что народ в массе своей лжив, косен, подл и мелочен. Именно в таких выражениях XIX-го века было сказано. Я пока ещё оптимист и не могу думать, что это и есть наша «соль земли». Хочется верить, что это просто накипь на котлах больших городов, своего рода портовый сброд. По крайней мере, в глубинке, в малых городах, особенно на русском Севере, даже в алкашах и бродягах я ясно вижу какую-то глубинную человечность, искреннюю предпосылку «человек человеку – брат», без подмены значений.

Метки:
Музыка: Тонкие конструкции тумана - Свидетели

19 комментариев or Оставить комментарий
Comments
dyomkin From: dyomkin Date: Декабрь, 9, 2014 06:13 (UTC) (Ссылка)
Экий, ты, Саша, впечатлительный. Я думаю, ты от этих людей отличаешься гораздо меньше, чем думаешь. В хорошем смысле. Я, по крайней мере, практически не отличаюсь.
Если ты в Москве, надо встретиться что ли. И книжка утебя моя лежит, надо забрать.
inkpoint From: inkpoint Date: Декабрь, 9, 2014 10:32 (UTC) (Ссылка)
Ты - точно отличаешься. Путешествие из Москвы в Устюг было мне много приятнее, чем это ))
Книжка лежит, да, и встретиться хочу. Но я в Москве сейчас бываю редко, буквально на день зезжаю, и ни с кем не вижусь. Может быть, буду на постновогодних числах на несколько дней.

Поясни - чем это мы от них не отличаемся ?
dyomkin From: dyomkin Date: Декабрь, 9, 2014 11:55 (UTC) (Ссылка)
Ну тут разговор не на пять минут и не письменный.
И да, я часто матерюсь как сапожник.
dyomkin From: dyomkin Date: Декабрь, 9, 2014 16:04 (UTC) (Ссылка)
И, кстати, меня можно зачем-нибудь зазвать в Питер. Я, например, свободен с 1е по 4е января.
Я тут летом скатался в Питер на машине, и понял, что это совсем не так страшно, как описывают "бывалые". Только не экономично.
inkpoint From: inkpoint Date: Декабрь, 9, 2014 22:40 (UTC) (Ссылка)
Я, похоже, буду свободен со второго по пятое. Причём не понятно - где, поскольку как раз на эти дни комнату в Питере надо будет освободить. Может быть, учинить какой-то зимний трип?
dyomkin From: dyomkin Date: Декабрь, 10, 2014 05:22 (UTC) (Ссылка)
Вообще я за, но всего три дня (со второго по четвертое) при непонятной погоде - это надо подумать куда.
(Удалённый комментарий)
inkpoint From: inkpoint Date: Декабрь, 9, 2014 22:44 (UTC) (Ссылка)
Отличный текст "въезжала-заржала" )) Предлагаю надеяться на какой-нибудь Яблокитай ).

Если интересно и страшно - это намного лучше, чем "страшно интересно".
From: trs_trs_foto Date: Декабрь, 9, 2014 15:26 (UTC) (Ссылка)
спасибо. это хороший текст
Larisa Pozhidaeva From: Larisa Pozhidaeva Date: Декабрь, 9, 2014 18:43 (UTC) (Ссылка)
Очень точно написано. Да, это "подлый люд". Увы, но прекраснодушное "мы мало чем от них отличаемся" — неправда. Очень отличаемся. Признать это, отгородиться забором и не обращать внимания, не тратиться на это — я так для себя этот вопрос решила.
inkpoint From: inkpoint Date: Декабрь, 9, 2014 22:35 (UTC) (Ссылка)
Нет таких заборов, увы )
itatvas From: itatvas Date: Декабрь, 11, 2014 21:57 (UTC) (Ссылка)
Есть забор - внутри тебя. Потому ты и чувствуешь свою отдельность от них.
inkpoint From: inkpoint Date: Декабрь, 11, 2014 22:12 (UTC) (Ссылка)
То есть надо - без заборов, так, чтобы можно было легко принять их, без раздражения, и при этом не теряя своих ориентиров и кодексов "хорошо-плохо"?
itatvas From: itatvas Date: Декабрь, 11, 2014 22:32 (UTC) (Ссылка)
Саш, коротко не получится - без забора, я думаю, невозможно, потому что нельзя всё это в себя принимать. Но и отгораживаться так, что будто бы этого нет тоже не выход. А не раздражаться можно, наверное, если это воспринимать как явления-создания природы. Они же разные - красивые и страшные, милые и опасные, ядовитые и лечащие… В общем, мне кажется, надо понимать границы своих возможностей по преобразованию мира.

Гм. Притча вспомнилась: Хлюпика-очкарика в автобусе оскорбил матом грубый амбал. Хлюпик потребовал извинения. Амбал посмеялся. Хлюпик дал амбалу пощечину. … Выйдя из больницы хлюпик разыскал амбала и снова дал ему пощечину. … И после очередного выхода из больницы он разыскивал амбала и давал ему пощечину. И вот однажды, увидев хлюпика, идущего к нему дать очередную пощечину, амбал развернулся и убежал.
Но, понимаешь, матом-то он ругаться не перестал и решать проблемы силой тоже…


Edited at 2014-12-11 22:35 (UTC)
inkpoint From: inkpoint Date: Декабрь, 11, 2014 22:46 (UTC) (Ссылка)
Хлюпику - респект! Всем бы быть такими хлюпиками, и мне в том числе. Но я всё равно не понимаю, как с этим жить. Я решу для себя, сам. Но если быть совсем честным - то надо останавливать каждого второго прохожего: "Вот вы сейчас сказали слово "блядь". Зачем вы это сказали? Что вы этим хотели выразить? Вы могли обойтись без этого? " и всё такое прочее?
itatvas From: itatvas Date: Декабрь, 12, 2014 09:04 (UTC) (Ссылка)
У меня в одном из классов (когда я в школе работала) был мальчик, про которого его классная рассказала такую историю: когда мальчик пришел в первый класс, он говорил фактически одним матом - у него в семье так общались. И только к четвертому классу учительнице удалось научить его отличать матерные слова от не матерных - он искренне не понимал, почему одни слова можно говорить в школе, а другие нет.
У большинства говорящих матом это из детства идет, и они не очень эти слова отличают от остальных. К тому же раньше это считалось неприличным: помню в моем детстве мужики в деревне у бабушки даже вдрызг пьяные придерживали язык, когда я мимо них проходила. Но потом объявили свободу языку, ратовали что мат - это имеющий право на жизнь способ выражения эмоций и т.п. Ну и пожалуйста - общественное мнение сместилось в сторону того, что мат - это не неприлично. И чтобы что-то сдвинулось, надо менять общественное мнение, а одному воевать почти бессмысленно.

Кстати, у меня с матом очень сложные отношения: я не воспринимаю его как фигуру речи, потому что у меня за словами стоят образы, и матерок я не только слышу, но и вижу - и это такое бррр… :(
inkpoint From: inkpoint Date: Декабрь, 12, 2014 10:06 (UTC) (Ссылка)
Ага, я тоже "вижу", воспринимаю буквально ))

Ты выше как-то сама себе противоречишь: с одной стороны, пишешь, что с детства многие не отличают мат, с другой - что раньше это считалось неприличным.

Мне кажется, мат отличают все. И да, как раз в деревнях-провинциях, а также среди людей за сорок есть в большинстве случаев понимание, что это неприлично. Пусть даже неосознанное, но понимание. То есть мужики могут ждать автобус на остановке и постоянно мать поминать, но, зайдя в салон, сразу перейдут на другой словарь или хотя бы уменьшат громкость.
А вот в городах уже теряется это понимание )



itatvas From: itatvas Date: Декабрь, 12, 2014 11:29 (UTC) (Ссылка)
История про мальчика - это пример крайней степени непонимания, когда ребенок растет в такой вот однозначной среде, когда первым столкновением с другой средой стало посещение школы (в детсад он не ходил, а дома и во дворе слышал только мат). Но и те, кто бОльшую часть жизни погружен в матерную (скажем так) среду тоже не всегда себя слышат, мат для связки слов у них идет на автомате, и им нужно усилие, чтобы отслеживать эти слова и проглатывать их. Раньше (как и теперь в деревнях) это было необходимостью, чтобы уж не совсем неприлично выглядеть, а теперь это уже как бы и нормально - типа, не хочешь -не слушай, а моей свободы выражения не ограничивай.
n_efremenko From: n_efremenko Date: Декабрь, 12, 2014 00:43 (UTC) (Ссылка)
Понимаю тебя. В дороге разные попутчики попадаются. Раз на раз не приходится. У меня на такой случай наушники. Погружаться в чужой мир порой бывает невыносимо. Иногда это многочасовой трёп вполне себе приличных дам о школьных проблемах их детей, например. Вроде пустяковая бытовая беседа, а к третьему часу уже убить хочется :) Но случаются чудесные исключения. Недавно как раз, в Рязань из Архангельска девушка ехала, на Родину Есенина посмотреть. Разговорились. Оказалось журналист, в пресс службе системы исправительных учреждений работает. У меня сон как рукой сняло, преинтересная вышла беседа. Светлая и романтичная душа, много читает, и в таком месте работает. В который раз убеждаюсь, наше стандартное восприятие, шаблоны и экстраполяции порой сбоят и трещат по всем швам ;)
А про соль, накипь, "в массе своей". Масса это всегда обезличенно. Когда начинаешь такими категориями мыслить, это почти всегда неправда. Занесло в твою маршрутку случайных людей. Видимо это самый дешевый способ из Питера в Москву добраться. И не самый комфортный.

Edited at 2014-12-12 10:53 (UTC)
19 комментариев or Оставить комментарий