?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile InkpointФотоВыставка Previous Previous Next Next
жуткие валенки - Александр Савельев - ФотоХроника -
inkpoint
inkpoint
жуткие валенки
    Знакомо ещё из детства. А последние несколько лет я переслушиваю бабушкин-дедушкин шеллак на 78 оборотов.  Всё это русское наше.  Всякие частушки и плясовые, хор Пятницкого, квартет Тихонова, Лидия Русланова.
И вот особенно Русланова – это какой-то хтонический ужас. Мне и в детстве было не по себе, а сейчас и вовсе страшно. «Валенки-валенки, да неподшиты-стареньки».  Это же какие-то жуткие заклинания.
При этом совершенно ясно, что вот эти все песни – это чуть ли не главное, корневое для нашей русской культуры,  до революции и после, - это искренне любили, под это пили, танцевали, веселились и тосковали…

То грубый и дикий плач, что-то тоскливое и неприятное.  То веселье – какое-то  страшное, угарное веселье. И то, и другое, равнозначно отталкивает. Это время настолько изменилось или я не русский человек ?

Или всё тогда занимало ту нишу, в которой сейчас попса и шансон, в противовес салонным романсам и джаз-оркестрам?

Вот всем знакомая классика русского фолка с переменой ударений (куЮт – кУют):

Во ку, во кузнице,
Во ку, во кузнице,
Во кузнице молодые кузнецы,
Во кузнице молодые кузнецы.

Они, они куют,
Они, они куют,
Они куют, приговаривают,
Молотками приколачивают.

Пойдём, пойдём, Дуня,
Пойдём, пойдём, Дуня,
Пойдём, Дуня, во лесок, во лесок,
Сорвём, Дуня, лопушок, лопушок.

Сошьём, сошьём Дуне,
Сошьём, сошьём Дуне,
Сошьём Дуне сарафан, сарафан,
Сошьём Дуне сарафан, сарафан.

Носи, носи, Дуня,
Носи, носи, Дуня,
Носи, Дуня, не марай, не марай,
По праздничкам надевай, надевай.


Что это, о чём это ?????

Ещё текст:

****

За реченькой диво - варил чернец пиво.
Чернеченька мой, горюн молодой.
Чернецово пиво разборчиво было,
Чернеченька мой, горюн молодой.
Разборчиво было, в головку вступило,
Чернеченька мой, горюн молодой.
Нельзя мне встряхнуться, нельзя всколохнуться.
Чернеченька мой, горюн молодой.
За реченькой диво - варил чернец пиво.
Чернеченька мой, горюн молодой.
Чернецово пиво разборчиво было,
Чернеченька мой, горюн молодой.
Разборчиво было, в рученьки вступило,
Чернеченька мой, горюн молодой.
Нельзя мне встряхнуться, нельзя всколохнуться.
Чернеченька мой, горюн молодой.
За реченькой диво - варил чернец пиво.
Чернеченька мой, горюн молодой.
Чернецово пиво разборчиво было,
Чернеченька мой, горюн молодой.
Разборчиво было, в ноженьки вступило,
Чернеченька мой, горюн молодой.
Нельзя мне встряхнуться, нельзя всколохнуться.
Чернеченька мой, горюн молодой.
Ох, как я встряхнуся, ох, как всколохнуся!
Чернеченька мой, горюн молодой.

 ****


Расти, расти, моя калинушка,
Расти, не шата-, эх,
Расти, да не шатайся.
Живи, живи, моя любезная,
Живи не печа-, эх,
Живи, да не печалься.
Если будешь, будешь печалиться,
Выйди, разгуля-, эх,
Выйди, да разгуляйся.

Из-под дуба, из-под вяза,
Из-под вязова коренья,
Ох, калина, вот те малина.

Из моих светлых очей, да
Протекал слезной ручей.
Вот те калина, вот те малина.

Ох, по этому ручеёчку
Плыли девицы в платочке.
Вот те калина, вот те малина.

Они плыли, голосили,
Вот сестричку упустили.
Вот те калина, вот те малина.

А бредёт вот паренёчек,
Да вот беленький платочек.
Вот те калина, вот те малина.

Ой, посмотри, ты, любки две,
Да подсобил моей сестре.
Вот те калина, вот те малина.

 *****


И вот, показательная вещь, стихи даже не народные, а Некрасова:

Меж высоких хлебов затерялося
Небогатое наше село.
Горе горькое по свету шлялося
И нечаянно к нам забрело.

Ой, беда приключилася страшная,
Мы такой не видали вовек:
Голова ль ты моя, бесшабашная –
Застрелился чужой человек!

Суд приехал… допросы – тошнехонько,
Догадались деньжонок собрать.
Осмотрел его лекарь скорехонько
И велел где-нибудь закопать.

Меж двумя хлебородными нивами,
Где прошел неширокий долок,
Под большими плакучими ивами
Успокоился бедный стрелок.

Будут песни к нему хороводные
Из села на заре долетать,
Будут нивы ему хлебородные
Безгреховные сны навевать.

Это о чём ? Почему этот сюжет о заезжем самоубийце стал любимой народной песней?

 ****

И Песня «Извозчичек» :, шедевр поэзии абсурда:


Как на речке, было да на Фонтанке,
Стоял извозчик, стало быть молодой.

А он был в розовой, стало быть рубашечке
И в синтитюлевых, стало быть штанах.

А набекрень была его фуражка,
А, а в кармане черствы пирожки.

Вдруг, изво-извозчичку взгрустнулось
За-залился горючей он слезой.

А слеза была, стало быть горюча,
По-покатилась, прямо по щеке.

Со щеки слеза, стало быть упала,
По-, покатилась прямо на кафтан.

С кафтана слеза, стало быть, скатилась
И упала прямо на портки.

А с порток слеза, стало быть, скатилась
И упала в валяный сапог.

Сквозь подметку она просочилась
И, и упала прямо на песок.

А на песке слеза, стало быть лежала,
Пока дворник, стало быть не подмел.

Метки:

20 комментариев or Оставить комментарий
Comments
maximilianus From: maximilianus Date: Июнь, 21, 2016 04:01 (UTC) (Ссылка)
Тяжёлая история, крепостничество, солдатчина, беспросветная беднота и бесправие - народные песни не могли быть иными. Но кроме официально-патефонного, была ещё традиция, например, городских, тюремных и некоторых деревенских песен. Там много было разного, но это то же все базируется на трагическом наследии.
peters2012 From: peters2012 Date: Июнь, 21, 2016 04:12 (UTC) (Ссылка)
хтонический ужас))
прото-попса.
захотелось послушать винил. А.Градский, "Русские песни".
congwangluobiji From: congwangluobiji Date: Июнь, 21, 2016 05:36 (UTC) (Ссылка)
Ну, вообще-то такие песни лучше всего слушать на праздничном концерте, когда хор поёт и какие-нибудь казаки пляшут. А для медитаций больше подходит другая музыка.
anna_earwen From: anna_earwen Date: Июнь, 21, 2016 06:55 (UTC) (Ссылка)
Они странные и дремучие, это да, но последняя, про слезу, всегда казалась мне... саркастичной, что ли? Такое издевательство над розовыми соплями. Плачущий, взгляни на себя со стороны! Высмеивание как способ превозмогания.
inkpoint From: inkpoint Date: Июнь, 21, 2016 11:28 (UTC) (Ссылка)
ну, может быть... Но всё равно "мэсседж" туманен. )
anna_earwen From: anna_earwen Date: Июнь, 21, 2016 11:38 (UTC) (Ссылка)
По-моему, такое народное творчество - оно как сон, как привет из подсознания, архетипы и т.д. Какой уж тут message. Антрополог нужен, чтобы в них разобраться.
nakichika From: nakichika Date: Июнь, 21, 2016 11:22 (UTC) (Ссылка)
Последнюю никогда не слышала, но текст у нее забавный, на мой взгляд, а не ужасный. Вот это вот "пока дворник не подмел", это что-то похожее на сюжеты детских стихов.
inkpoint From: inkpoint Date: Июнь, 21, 2016 11:27 (UTC) (Ссылка)
Текст - да, вроде и забавный, почти абсурдистская поэзия, но вы послушайте, как это звучит )
satkliff From: satkliff Date: Июнь, 21, 2016 18:22 (UTC) (Ссылка)
Меня всегда бесило только одно

Не стерпел удалой,
Загорелась душа!
И - как глазом моргнуть-
Растворилась изба...

И с тех пор в хуторке
Уж никто не живет;
Лишь один соловей
Громко песню поет...

И как глазом моргнуть - растворилась изба... ЧЕГО??!!! КАК???!!! КУДА??!!!!


А оказалось еще и не народное, а Кольцов.
inkpoint From: inkpoint Date: Июнь, 21, 2016 23:27 (UTC) (Ссылка)
О, так это та самая жуть, в тот же ряд. Правда страшно и "чего? как? куда?" )) Я раньше не слышал. Какая-то русскаянароднаяпогибель.
syllektis From: syllektis Date: Июнь, 21, 2016 23:50 (UTC) (Ссылка)
первая ˜— это ведь фактически обрядовая песня, то есть по сути заклинание, часть свадебного обряда. из контекста вырванный, текст действительно несколько бессмысленным становится.
последнюю не слышал, но песня явно поздняя, в ней же иронии много. не удивлюсь, если это пародия на какой-нибудь народный "плач".

>>>Это время настолько изменилось или я не русский человек?

этничность через гены не передается, это в первую очередь культурное явление. многие продукты советской эпохи через пару поколений такое же чувство недоумения будут вызывать.
itatvas From: itatvas Date: Июль, 2, 2016 17:21 (UTC) (Ссылка)
Так последняя - это городской фольклор, наверное, уже 20 века.
И вообще Саша тут смешал в кучу совершенно разные вещи - и это как-то нелогично, мне кажется.
inkpoint From: inkpoint Date: Июль, 2, 2016 23:07 (UTC) (Ссылка)
Не совсем логично, я просто слушал пластинку Руслановой )
itatvas From: itatvas Date: Июль, 3, 2016 17:37 (UTC) (Ссылка)
Русланова взяла каждой твари по паре, а ты обобщил. ;)
auto_biograf From: auto_biograf Date: Июнь, 30, 2016 21:45 (UTC) (Ссылка)
а вот это идеальный текст
itatvas From: itatvas Date: Июль, 2, 2016 17:41 (UTC) (Ссылка)
Саш, мне думается, что и время сильно изменилось, и ты - вернее, ваше поколение - уже не совсем русские, вы уже частично космополиты в силу расширения границ и съёживания мира до шарика вместо былых бескрайних пространств, наполненных неизвестностью и ужасами. :)
Кстати, Некрасовское - это как сериалы сейчас, только не разжеванное и дающее волю воображению. На этом потом и городской фольклор строился - всякие ужасти типа "Маруся отравилась".
inkpoint From: inkpoint Date: Июль, 2, 2016 23:05 (UTC) (Ссылка)
"Маруся отравилась" - вполне весёоая городская хохма, очень понятная, бытовой весело-ужас, высмеивание смерти и т д. Работает в плюс. Фолк вообще очень часто в очишение, даже с печальным сюжетом. И я могу понять, за что любимы многие подобные песни. А за что любимо вот это беспросветное, из Некрасова - не понимаю.
.
itatvas From: itatvas Date: Июль, 3, 2016 18:11 (UTC) (Ссылка)
Ты как-то вопрос странно ставишь - любимо. Как будто это мороженое. Я бы по другому это назвала - находило отклик. Жизнь такая была беспросветная, вот и созвучно было беспросветное. А ты из своей жизни это судишь, и получается как в анекдоте: если у них нет хлеба, пусть едят пирожные.
Что касается Руслановой, то она вся оттуда, из хтонического ужаса - потому так и поет, потому и отклик имела в те времена. Моя бабушка ее слушала, а вот ее дети уже не так, а мне краешком досталось. Но про "Валенки" хорошо помню, потому что бабушка очень эту песню любила - и у нее на то причины были. Ее в 16 лет замуж отдали не за того, которого любила, и она не рискнула вот так вот по морозу босиком к милому, потому что это почти смертельно опасно было: если узнают, проклянут, прибьют, опозорят, выгонят - житья не дадут. Так что это и есть жуткие заклинания.
В 30-40-ые фактически разрыв пошел, который "распалась связь времен", и только бабки, родившиеся до революции что-то ухитрялись хранить и передавать (собственно и Русланова это делала) следующему поколению, но жизнь-то резко изменилась и их культура теряла почву, затухала и к вашему времени этот разрыв совершенно очевиден. Ну нельзя с сегодняшних позиций и миропонимания судить об этих песнях - они в другом мире сочинялись и пелись. Вот как-то так мне думается.
inkpoint From: inkpoint Date: Июль, 3, 2016 20:09 (UTC) (Ссылка)
Да, ты права. Пожалуй, я правда слишком из нашего времени смотрю.

Но. В том времени было и другое. В то же время были всенародно любимые шансонье: Лещенко, Козин, Вертинский. Конечно, другая культура, городская, но всё-таки. Ровно в то же время была Шульженко - тоже городская дамочка, но вся страна её любила искренне. И в этих записях лично мне всё кажется намного более здоровым, никакого "хтонического ужаса", который сплошь и рядом у Руслановой.

Вспомнил впечатление детства: никак не мог понять, почему так известна эта жуткая песня "и за борт её бросает в набежавшую волну". И в таком мажоре ещё, как будто так и надо.

itatvas From: itatvas Date: Июль, 3, 2016 20:59 (UTC) (Ссылка)
Саш, вот именно что городская - в городе другая культура, народ более свободный и более образованный. А в деревне была очень жесткая иерархическая система, строгие рамки, низкий уровень образования - уклад такой, что лишнего шага не сделать, и установки все чуть не из средневековья, из крепостного рабского быта. И Русланова оттуда - она из детства это впитала.
А вся страна - это и остатки крестьян, которые Русланову любили, и они же, приобщившиеся к городской культуре и полюбившие Шульженко. И что-то я сомневаюсь, что в деревне много слушали Вертинского в то время, особенно родившиеся до 20-х годов. ;)
Деревня - это свой отдельный мир был, который колхозами прессовали, разрушали, перестраивали, а они цеплялись за старое.

Дочитываю сейчас вот эту книгу: http://www.labirint.ru/books/521058/ - там про время и про традиции, про слом большой материал авторы собрали.
20 комментариев or Оставить комментарий