?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile InkpointФотоВыставка Previous Previous Next Next
Русский рок ещё раз - Александр Савельев - ФотоХроника -
inkpoint
inkpoint
Русский рок ещё раз
       Оно всё куда-то делось. Превратилось в символ дурного вкуса – ну скажите, кто сейчас всерьёз любит Чижа или Чайф? Русский рок был гибким разноцветным зверем.
А теперь сами эти слова – «русский рок» звучат уже не то что немодно, а даже неприлично. Теперь русский рок - это музыка для пивных мужиков за сорок.  Или для тех тусовщиков, которые так и не повзрослели, не нашли себя в новом времени, и остались навсегда там – в Питере или Свердловске конца 80-х.

И я тут столкнулся с задачей – как объяснить, хотя бы примерно объяснить человеку другого поколения ту магическую власть, которую имели над нашими ушами и душами все эти группы? Я не знаю.

Я, конечно, не современник. «Золотой век» уже уходил, когда я записывал свои первые кассеты Кино и Аквариума.  И даже тогда, году этак в 1993-м, у меня было ощущение, что я занимаюсь археологией, что я собираю звуковые свидетельства уже ушедшего времени. Но живая жизнь была, ещё какая живая жизнь.  В старших классах мы коллективно бредили «Крематорием» и ходили на концерты – всё по классике, бутылки портвейна (под джинсами и майками, спереди или сзади) проносились в зал - и ух, как это было по-настоящему.

Я могу сказать точно – мы любили это не за музыку.  Собственно музыки, музыкального «качества» - мелодий, хуков, саунда – всего того, что ценится на Западе, могло и вовсе не быть, а если и было, то воспринималось нашими ушами как явно вторичное.
Текст всё-таки был первичен, и главным была мифология – вокруг каждой любимой группы сплеталась и вырастала притягательная атмосфера мифа, какого-то нездешнего пространства. Одновременно это было узнаваемым и абсолютно «здешним», приметы времени и места опознавались как «наше и про нас». Как самый очевидный пример – канонические песни «Кино»: это ещё не про тебя, это про кого-то чуть более взрослого и уверенного, и некому пока ещё так сказать: «Закрой за мной дверь, я ухожу», но ты идёшь, влюблённый в какую-то девочку, а она тебя – нет, и ты ей говорил-говорил, и пытался обнять, и надо успеть на последнее метро,  и ты идёшь мимо этих местных компаний в её дворе, мимо подворотен и ты уже – почти как последний герой. Ничего героического не сделал, но чувствуешь себя именно так.

Идёшь к последнему метро, и у тебя в голове звучит вот эта поэзия, которая твою знакомую реальность нисколько не отрицает – наоборот, поддерживает и даже переводит на другой уровень:
«Крыши домов дрожат под тяжестью дней
Небесный пастух пасёт облака»

Говорят, что для нынешних подростков эту роль играет новый русский рэп – не знаю…

****

     Отсутствие информации играло ого-го какую роль. Вот тебе дают кассету, на два дня, переписать. Там написано «Радио Африка», например. И ты на тот момент лишь очень примерно представляешь, что где-то в Ленинграде есть (или уже была?) группа Аквариум, ты совсем ничего не знаешь про Курёхина, очень примерно представляешь, как выглядит БГ, ты просто ставишь эту плёнку – и это является тебе, как звуковая посылка из другого пространства, мистического, странного и явно андеграундного – настолько это непохоже на всё, что ты слышишь по телеку и у соседей. Кассета становится твоим проводником в другой мир и катализатором твоей фантазии – этот мир где-то есть, ты слышишь его отзвуки, но на добрую половину ты его сам домысливаешь, фантазируешь и проецируешь на знакомые скучные пятиэтажки.

Я лишь предположу. Я не очевидец. Я предположу, что в тот период, с 1981-го до 91-го, любой человек,  ввязавшийся в русский андеграунд – автор ли песен или просто барабанщик, изначально делал это безо всякого расчёта на какую-то выгоду или карьеру. Без учёта правил шоу-бизнеса. И потому это было максимально честно и очень энергетически заряжено. И поэтому возникло «поле такого напряга».

Когда я просил у родителей денег на концерты, они говорили: «Ох, как на вас, дурачках, наживаются… Они же на вас деньги делают, пудрят вам мозги всем этим». И конечно, я страшно злился на такие слова. А теперь понимаю – доля правды в этом была. Что как раз в те годы искреннее-подпольное во многих случаях превратилось в шоу-бизнес, и уже меньше было в этом мессианства, и просто за идею в середине 90-х уже мало кто выходил на сцену.

Но я помню: Мне 14. Ночью, на кухне, у открытого окна, я кручу на кассетнике альбом Чайфа «Дети гор». Над спящим городом, тихо, чтобы не разбудить бабушку, которая спит за стенкой. Я ничего не знаю про Чайф, кроме этой кассеты. И это – как откровение, как окно во взрослую жизнь, которая близко, уже близко. Поэзия и многогранность мира, и какие-то ориентиры – каким быть, как смотреть на мир и как отвечать ему  – всё это является мне не через стихи и книги,а через эту кассету.

Потом я узнал множество других групп как бы «второго эшелона» – ярких, интереснейших – «Хроноп», «Миссия: Антициклон», «Апрельский марш», «Восточный синдром» - это классический ряд неочевидного околоперестроечного рока. И «рок» в этих случаях очень условное слово.  И каждый раз это была магия, восторг от знакомства.

А теперь, в другом веке,  это всё обернулось каким-то жутким перевёртышем. На корнях того самого «русского рока» возникла надстройка, которая вроде бы наследовала ему, а по факту – упрощала, сводя к музыке для гопников.  Пресловутое «Наше радио» сыграло не последнюю роль – и вершины народных хит-парадов заняли «КиШ», «Ария» и «Ленинград» - группы, массовую любовь к которым я, наверно, никогда не пойму.

Народное сознание охотно заглотило и упростило – тех же Чайфов приняло, как своих, и оставило пару тех самых песен для вечного орания по дворам. Или вот ранние вещи Чижа, ещё в составе «Разных людей» - это же одно из самых честных, живых явлений в нашей рок-музыке, этот альбом – «Буги-Харьков» - это самый талантливый документ эпохи.  А в массовом сознании от Чижа осталось только вот это, навязшее, «А не спеть ли мне песню».
Всё свелось к шансону и трём аккордам – и лишь эстеты вроде Аукцыона пляшут и поют для, как ни крути, небольшого поля олд-нью-хипстеров.  Лишь БГ ещё авторитет – и он чуть ли не единственный умудряется тащить за собой время, а не следовать за ним. А в остальном?

Вот есть ли такая новая группа или песня, на русском языке, от которой вас зацепило, песня, которая в вас проникла и поселилась ?
 

Метки: ,

41 комментарий or Оставить комментарий
Comments
peters2012 From: peters2012 Date: Ноябрь, 2, 2016 04:24 (UTC) (Ссылка)
сказано точно и ярко.
О дне сегодняшнем могу судить лишь по фрагментам. Зацепили песни 25-17. И просто пробила насквозь "Родина" в исполнении Вики Черенцовой. Да вот еще Николай Носков - он как, из русского рока? Тогда и его сосчитаем)
inkpoint From: inkpoint Date: Ноябрь, 2, 2016 15:13 (UTC) (Ссылка)
Чуть послушал 25-17 - ну, это какой-то рэп уже... Но интересный )
satkliff From: satkliff Date: Ноябрь, 2, 2016 21:35 (UTC) (Ссылка)
25-17 это почти без преувеличений лучшее, ИМХО, что есть на сей день в отечественном РОКЕ, хотя это и рэп, ага. : )
inkpoint From: inkpoint Date: Ноябрь, 3, 2016 20:58 (UTC) (Ссылка)
Буду вслушиваться )
satkliff From: satkliff Date: Ноябрь, 3, 2016 21:02 (UTC) (Ссылка)
Раннее более чем рэп, позднее более чем рок. В раннем Тома Амот присутствовала, что потом сольно записала альбом и, увы, канула. И Кинчев с ними поет, и Ревякин, и Бранимир...

Мы желаем счастья вам, как группа Стаса Намина.
Чтобы солнце грело вас, как улыбка мамина.
Неба ясного, как глаза Димы Ревякина
И, - храни вас Бог от дурного всякого. (с)

Зайди в личку в жж, я там вопросил.

Edited at 2016-11-03 21:03 (UTC)
panda666 From: panda666 Date: Ноябрь, 2, 2016 05:01 (UTC) (Ссылка)
Все песни группы "Северо-Восток" цепляют, очень все искреннее. И русский, и рок, но в категорию "русского рока" не попадает. Правда, они уже не очень новые, 2005 года в современном виде играют.

https://www.youtube.com/watch?v=ZeUH6WgDlVM
panda666 From: panda666 Date: Ноябрь, 2, 2016 05:02 (UTC) (Ссылка)
Александр Пушной, несмотря на сильный элемент ёрничества, очень актуальные темы в песнях поднимает.
inkpoint From: inkpoint Date: Ноябрь, 2, 2016 15:21 (UTC) (Ссылка)
Почему же - очень даже попадает в категорию рока нулевых. Занятно - я их видел живьём - и честно говоря, нет у меня ощущения, что это искренняя вещь - как раз кажется, что это такой "проект" вокруг хорошего гитариста и мелодиста. Показалось, что это пример довольно скучного беззубого нео-рока, в котором нет живой искры какой-то. Может быть, надо послушать внимательнее.
without_a_body From: without_a_body Date: Ноябрь, 2, 2016 07:12 (UTC) (Ссылка)
Как вы хорошо сказали.

Не так давно (вроде бы в конце осени) в Москве (в рамках фестиваля "90-е") был бесплатный сольный акустический концерт Бутусова (с песнями Наутилуса). Народу собралось много и когда он начал выступление - словно магия ностальгии окутала собравшихся. Там были люди самых разных возрастов. Родители с детьми. И все как-то особенно втыкали в эту возможность снова оказаться в том времени, которое, уж думали, прошло.
From: lilu_1990 Date: Ноябрь, 2, 2016 15:23 (UTC) (Ссылка)
мне нравится из русских относительно новых проектов mujuice рома литвинов. это не рок, но все очень искренне и цепляет
а вообще что-то стало с восприятием. музыка и текст не воспринимаются как чудо
From: (Anonymous) Date: Ноябрь, 2, 2016 15:29 (UTC) (Ссылка)
Думаю, вопрос задан, скорее всего молодым. Тем кого ещё может что-то в их 12-25 зацепить. Рок-музыка – молодёжная музыка. Действительно странно сейчас слушать песни 20-40 летней давности. Оставаться в прошлом, в своём детстве или юношестве. Я вот уже к 1995-му году не мог слушать Кино, при том, что знал наизусть все песни со всех альбомов. Гребенщикова не могу слушать с 2003-го. То, что он поёт после «Навигатора» вообще не перевариваю. Сколько можно переставлять слова, тырить чужую музыку. Рано или поздно это блеяние надоедает. ДДТ это да, слушаю всё, не противно. К Кино в последнее время стал обращаться. Ну, не то чтобы ставить, нет, но если услышу по радио – послушаю, не переключусь. Наутилус – скорее нет. Не хочется ворошить старое, возвращаться в прошлое. Тогда это музыка для нас была чем-то, ну не знаю, ну бедность страшная была в этих 90-ых. Двухкассетник, кассета – слушали всё полностью, досконально. Знали каждое слово. Всю музыку могли проиграть, в смысле пропеть. Разве сейчас такое возможно? С приходом CD появилась возможность мгновенного перехода к следующей песне. В кассетниках такая функция (перемотка до начала песни) была большущая редкость. Это вот на радио, на цифровом радио в плеере, был у меня плеер AIWA (до сих пор жив и работает), была возможность бегать по станциям, нажимать циферки и переключаться. Раньше к музыке было совсем другое отношение. Музыку слушали, книг не читали.. «Псы с городских окраин» росли как трава, предоставленные сами себе. Шлялись по улицам, подбирали пустые пачки (из под сигарет), алюминиевые банки. Играли во вкладыши. Слушали по подвалам рок-музыку. Вырезали из газет фотографии кумиров, заметки.
К Чайфу отношение изменилось, кажется года после 1996-го. «Четвёртый стул» у них самый лучший. Потом, как бы этот жанр стали называть рокопопс. Пошли вот эти массовые пивные фестивали. Года с 1996-го «русский рок» окончательно вышел из подполья (заиграл на радио), стал брендом, массовой модой. Никакой борьбы, противостояния уже не было. Про «Телевизор» я вообще узнал в «десятые»..
В «нулёвые» слушать русский рок было уже неприятно. Если в самом начале 90-ых это была музыка избранных, то спустя 10 лет, это уже была музыка тех, до кого всё доходит последним. Т.е. вот эти пивные мужики, менеджеры, это вряд ли те, кто слушал Цоя в 80-ых. У меня несколько презрительное отношение к тому, кто слишком поздно что-то догоняет. Вот и битломаны в начале 90-ых воспринимались как минимум чудиками. Всё нужно слушать в своё время («Всему своё время»). Это ж не классика, у этой музыки было своё время, сейчас совсем другая жизнь, другие настроения, другая молодёжь. Я не уверен, что сейчас молодёжь массово может увлекаться какой-нибудь группой. Тот же Oxxxymiron вряд ли выражает общие чаяния.

А вот на счёт того, что в меня проникло и поселилось, так это «Пахом», Сергей Пахомов.
inkpoint From: inkpoint Date: Ноябрь, 3, 2016 21:09 (UTC) (Ссылка)
Спасибо, Аноним ) В оценках актуального мы с вами разнимся (например, для меня как раз ДДТ очень быстро, ещё тогда устарело), но не суть. Возможно, да - "всему своё время" ))
svnthronin From: svnthronin Date: Ноябрь, 5, 2016 14:12 (UTC) (Ссылка)
Не вижу большой разницы между:
«Ну-ка мечи стаканы на стол/ И прочую посуду./ Все говорят, что пить нельзя,/ А я говорю, что буду.»
«Ели мясо мужики, пивом запивали!»
Правда разница всё-таки есть, портвешок 80-х и пиво «нулёвых» – разные напитки. Пиво не лучше, но и не хуже вина. Вино, правда, как-то более аристократично что ли. А вот пиво «Балтика», да ещё молодым поросям добрым молодцам с ещё ни разу небритой щетиной. Да, это разные вещи. Одно дело дядька какой-то 40-летний, гуру, старый рок-н-рольщик, "поэт", бабник и выпивоха, другое дело вот этот народившийся молодняк, горланящий во всю мощь своей глотки: и-го-го!
Всё-таки у БГ как-то поприличней что ли, посдержанней. А в принципе, большой разницы нет, что одни на себя примеряют маски, что другие. И те и другие рыцари-реконструкторы. И у тех и у других – с самоиронией. Весело, позитивно, понарошку.

Edited at 2016-11-05 14:13 (UTC)
myster From: myster Date: Ноябрь, 2, 2016 20:08 (UTC) (Ссылка)
У нас тут периодически проводятся музыкальные сборища, где мы поем разные песни под гитару и прочие инструменты. Большей частью приходит народ студенческого возраста. Так вот, для них актуальны все те же Кино, Наутилус, Чайф, Чиж, Крематорий, ДДТ, Пикник и прочие группы старых времен. Ну, или Сплин там с Мумий Троллем или КиШ с Арией, которые мной воспринимаются как современные группы, но по сути все это тоже из довольно далеких девяностых. Удивительно, но в новом тысячелетии нет русского рока. Есть разные андерграундные группы, имеющие локальную популярность. А групп народного масштаба просто не появилось. А старички практически не выдают ничего нового сравнимого по популярности с тем, что они делали в 80-90-е.
inkpoint From: inkpoint Date: Ноябрь, 3, 2016 21:12 (UTC) (Ссылка)
Какая-то ретроградная молодёжь студенческого возраста ) Хотя с другой стороны - да, получается, что в новом веке ничего яркого, такого, чтобы будоражило мозги и души, не появилось. Почему - другой вопрос.
sawdust_daily From: sawdust_daily Date: Ноябрь, 2, 2016 20:17 (UTC) (Ссылка)

Все есть. Г-г-г-лавное не бояться,

Трава все того же оттенка

Электропартизаны - 2010
http://kurilev.kroogi.com/ru/download/1055739-Vek-Nespokoynogo-Solntsa.html

Адаптация - 2015
Решительно все прекрасно. Но например "Империя наносит ответный удар"
http://ermen.antimusic.ru/audio/albom-tsinga
inkpoint From: inkpoint Date: Ноябрь, 3, 2016 21:52 (UTC) (Ссылка)

Re: Все есть. Г-г-г-лавное не бояться,

Пока не дошёл ни до того, ни до другого. Боюсь ) Примеры послушал. Боюсь по-прежнему. Очень уж яростные оба.
sawdust_daily From: sawdust_daily Date: Ноябрь, 4, 2016 13:15 (UTC) (Ссылка)

Re: Все есть. Г-г-г-лавное не бояться,

вывод сам напрашивается: с русским роком все в порядке, а вот слушатель скурвился )

Кстати еще вспомнил, альбом "Дежавю" Телевизора 2009 года - русский рок, в своем самом чистом и лучшем виде, равен например "БлокАда" Алисы
inkpoint From: inkpoint Date: Ноябрь, 4, 2016 19:13 (UTC) (Ссылка)

Re: Все есть. Г-г-г-лавное не бояться,

Не совсем так ) Просто слушатель разный и тот самый "рок" - тоже многогранный. Вот насколько я вижу по рекомендациям, ты всё-таки любишь радикальных таких людей, типа Адаптации. Я люблю других (хотя на Телевизоре сойдёмся).

И, кстати - все тобой приведённые примеры - это всё-таки старая гвардия, все взошли ещё тогда, в прошлом веке.
sawdust_daily From: sawdust_daily Date: Ноябрь, 6, 2016 11:18 (UTC) (Ссылка)

Re: Все есть. Г-г-г-лавное не бояться,

мы выходим за тему сочинения, вопрос был в том, что нового ничего нет, и все сдулись. Очевидно не сдулись, тот же Телевизор сейчас намного интереснее и актуальнее чем раньше. А то что нет молодых, это нормально. В девяностые было явно не до музыки, хотя были «Мишин бэнд» например, слушателя нет - нет музыки. На отсутствие слушателя стоит сетовать, а музыка подтянется
vvrahjdgi From: vvrahjdgi Date: Ноябрь, 3, 2016 06:03 (UTC) (Ссылка)
> Ничего героического не сделал, но чувствуешь себя именно так.

Всё верно, иллюзия последнего героя, человека как минимум выделяющегося из «как все», отличающегося, основанная на сопоставлении у нас возникала. У того же БГ:

А кругом простые люди,
Что, толпясь, заходят в транспорт,
Топчут ноги Иванову,
Наступают ему прямо на крыла.
И ему не слиться с ними,
С согражданами своими:
У него в кармане Сартр,
У сограждан - в лучшем случае пятак.


Без Сартра в кармане, ты уже ощущал себя Ивановым.
Сейчас, по прошествии лет, так и хочется себя молодого спросить – ну, кем ты себя возомнил?

Удивляет, что Дмитрий Быков, так сильно любящий Бориса Гребенщикова, его за это повышение самооценки (ЧСВ) у слушателя совсем не критикует. А вот Сергея Довлатова и Иосифа Бродского за то же самое – пожалуйста.
С другой стороны, тот же Дмитрий Быков призывает детей хвалить, и таким образом, они будут стараться соответствовать. Подтягиваться к герою. Т.е. тексты песен устанавливали перед нами свои нравственные ориентиры и мы к ним стремились. Возможно, в детско-подростковом возрасте это хорошо. А вот взращиваемый Гребенщиковым снобизм после 3-го курса института – идёт уже с перебором.

Теперь к рок-музыке, к Нашему радио. Все эти конъюнктурщики, карьеристы, приспособленцы, потребители, модники в конце 80-х слушали попсу (иностранщину), рок-музыка – музыка протеста, оппозиции, сопротивления, а это для них как изгойство, чудачество. Сейчас на «Эхе Москвы» трус Нарышкин, про выход Ильдара Дадина на одиночный пикет, говорит – разве это умно? Ты выйдешь, тебя заберут и посадят. Вот вам налицо эта философия трусливого обывателя. Вот эти массы и не хотели тогда себя отождествлять с неудачниками, с недовольными, с теми, кто не может или не хочет вписываться в текущую жизнь.
Они всегда под неё подстраивались (прогибались). В ней устраивались, без всякой оглядки на мораль и совесть.
Приспособленцы всегда вписываются в тренды. Соответствуют моде.
В середине 90-х это Расторгуев «Кто сказал, что мы плохи жили?», Алла Пугачёва, Сюткин с Браво «Стильный оранжевый галстук», Газманов, на выпускной «Окончен школьный роман». Из набирающего популярность «русского рока» Шахрин «Оранжевое настроение». В 90-е они слушали «Русское радио – всё будет хорошо» с Николаем Фоменко. «Наше радио» на начало нулёвых – патриотично, ведь это отечественное, признанное и одобренное действующей властью, со знаком качества СССР, с отсылкой на ностальгию, русское. Так что эволюция слушателя от «Русского радио» до «Нашего радио» проходила плавно, вместе с политикой. Сейчас эти ребята слушают «Наше», «Дорожное» с Владимиром Семёновичем Высоцким и Воровайками. В начале «десятых» – Лепс, Ваенга, Стас Михайлов.

Из современной рок-музыки, слушаю: Ансамбль Христа Спасителя, Вася Обломов, Ляпис Трубецкой, Oxxxymiron, Пахом, Телевизор, Юрий Шевчук, Умка. Ностальгически - Ночные снайперы, раннюю Земфиру.

Edited at 2016-11-03 06:06 (UTC)
inkpoint From: inkpoint Date: Ноябрь, 3, 2016 21:37 (UTC) (Ссылка)
Насчёт снобизма БГ - ну, я лично никогда не замечал у него особого снобизма, и над Ивановым он посмеивается, это же такая бытовая сатира, может быть, даже самоирония... А некий такой "надмирный взгляд поэта", чуть свысока - так это многим свойственно, и так или иначе было присуще многим героям поколения.

"Наше радио" - да, потихонечку сплелась там контркультура с массовым вкусом. И если первые годы там крутили "золотой фонд" и это действительно было, как прорыв, как глоток воздуха - "надо же, эти песни ставят по радио!", то потом народ сам выбрал себе героев - и эти герои были на порядок проще. Внезапно оказалось, что самые востребованные группы страны - это туповатые и серьёзные металлисты с песнями про свободу, псевдопанки с ужастиками про вурдалаков и леших, брутальные гопники с песнями про перегар и щетину. Прям вот русский народный характер в одном хит-параде. А всё, что было тоньше, ироничнее, многограннее - очень быстро оказалось на периферии жанра.
vvrahjdgi From: vvrahjdgi Date: Ноябрь, 5, 2016 06:07 (UTC) (Ссылка)
Слушатель БГ, как правило, умненький и весьма высокомерный юноша (буквоед, умник, зазнайка) или девушка. Технарь или гуманитарий. Если выбирать между этим молодым человеком и теми, кто слушает Алису, Арию или Ленинград, то я при всей своей нелюбви к снобам, выберу всё-таки их. Сам же БГ, на мой взгляд, пускает пыль в глаза. Кто хочет за этим видеть какую-то мудрость – тот видит. Я же вижу за употреблением слов, значение которых, либо малоизвестно, либо неизвестно вообще, то, что таким способом он создаёт у своего слушателя иллюзию избранности, своей исключительности. Тексты БГ зачастую лишены всякого смысла. Смысл в них слушатель вкладывает сам, на своё усмотрение, такой, какой пожелает. Т.е. сам БГ очень часто просто вываливает на нас набор фраз (элементы конструктора). У Высоцкого, Визбора, Окуджавы – всегда понятно о чём идёт речь. У БГ всё затуманено, «не для средних умов». Типа, если ты не понял – сам виноват, ещё не дозрел. Вот посмотри чей-нибудь разбор и подивись тому, как из этого непонятного, кто-то (какой-нибудь эксперт) извлекает могучие смыслы. В принципе для вот такого домысливания (кто-то скажет осмысления), БГ очень и очень подходит.
В фотографии тоже молодёжи любят рассказывать про невидимые смыслы-слои (многогранность). Есть даже такая профессия – куратор фотовыставки.
Мне хочется видеть на фотографии что-то, а не вчитываться в простыни объяснений. Богатый у меня или бедный бэкграунд это не важно, когда я слушаю классическую музыку, я её воспринимаю без всякого музыкального образования. Песни, а БГ поёт песни, на мой взгляд, не подразумевают в себе каких-то излишних разборов и ковыряний. Не можешь излагать ясно – не пиши, не дури людей, не ломай им головы.
Но с другой стороны, интеллектуалы любят разные игры – головоломки, кроссворды. «Что, Где, Когда» – любимая игра людей, считающих себя интеллектуальной элитой. Как правило, эти знатоки эрудиты, люди довольно таки самоуверенные и не сомневающиеся, в своей правоте.
inkpoint From: inkpoint Date: Ноябрь, 5, 2016 09:44 (UTC) (Ссылка)
Ну, в этой распространённой претензии к БГ вы не одиноки - но эта позиция говорит даже не о БГ, а о вашем мышлении, в котором есть запрос на "внятный" для вас текст. То есть вашему мозгу непременно нужно либо понять, либо отринуть - это такое качество восприятия, у многих людей встречается.

Именно человек такого склада ума подходит в анекдоте к балетмейстеру и спрашивает: "А всё-таки, что вы хотели сказать своим танцем?"
А искусство, любое, это же не плакат, не "Мама мыла раму". В том же бардовском и постбардовском поле, кроме "Высоцкого, Визбора, Окуджавы", есть Городницкий, Мирзаян, Щербаков - и это вовсе не однозначно трактуемые тексты. В русской поэзии - да хоть серебряный век, хоть обэриуты, хоть Евтушенко, хоть, например, Соснора - это что, однозначно понятные тексты ?

Я, кстати, Шевчука в этом смысле не понимаю напрочь.
"Просвистела и упала на столе
Чуть поела да скатилась по золе" - вот это, блин, о чём? это кто? Понятнее нельзя было написать? ))

Что не значит, что Шевчук плохой - просто я его образы не считываю.

vvrahjdgi From: vvrahjdgi Date: Ноябрь, 5, 2016 10:48 (UTC) (Ссылка)
> Просвистела
это о пуле

Нет, основная претензия к БГ не за то, что непонятно (не ясно), а за то, что он намеренно морочит голову. Т.е. это приём такой, выдавать за нечто ничего. Он обманывает нас. Вроде как за всем этим прячется какой-то глубокий смысл, а по правде говоря – его нет. Почитайте, как про фотографию на ХЭ пишет нам Александр Фельдман. У нас много различных учёных мужей, которые за тяжёлым скучным учёным слогом, скрывают свою пустоту. Собственные мысли, догадки, находки и жизненные наблюдения формулируются кратко и понятно. Здесь нет задачи, написать так, чтобы кто-то ломал голову над тем, что ты хочешь до него донести. А вот БГ, по сути, развлекается. Он содержит массу поклонников, считающих, что они своими умами постигают какое-то высшее знание.
Более того, у него есть масса подражателей, которые не утруждают себя разобраться в себе и выливают из себя поток каких-то несвязанных заметок из собственной жизни, без всякого анализа. Вот эти бессмысленные записи (пустяки) как бы должны говорить о какой-то удивительно творческой, странной (вероятно многогранной) и не многим понятной личности. Иррационально, алогично, мистически.

Хорошо, от текстов песен можно перейти к интервью, где разница между Шевчуком и БГ очень наглядна. БГ пытается создать впечатление. Очаровать юных поклонниц, сразить этих начитанных отличниц своими познаниями. Шевчук излагает ясно. БГ часто прячется, уходит от вопроса. Он вообще какой-то двуличный. Эдакий хитрец. Позиционирующий себя мудрецом. Лукавая улыбка, вкрадчивая интонация как у духовника. БГ это религия, секта. БГ это БоГ.. Девичьи дневнички, рисунки, узоры.

Шевчук, тоже не всегда понятен, но это действительно образно и очень красиво:
Небеса на коне, на осеннем параде
Месят тесто из тех, кто представлен к награде,


Летели кирпичи -
Солдаты старых стен,
Богема и бичи,
Драконы перемен.
Не страшная война,
Не горькое вино,
Печальная страна,
А в ней твое окно.


И, кстати, я вовсе не против Аукцыона, Пахома. У них всё на уровне.
БГ, на мой взгляд, – халтурщик. Ремесленник. Графоман.

Edited at 2016-11-05 13:17 (UTC)
inkpoint From: inkpoint Date: Ноябрь, 5, 2016 18:23 (UTC) (Ссылка)
Это всё можно долго обсуждать... Вы опять ищете смысл, понятный вам смысл, а не находя его вы делаете вывод: "Морочит голову" )) А искусству совершенно не обязателен конкретный смысл.

Вот вы Шевчука цитируете и пишете : "Образно и очень красиво"
А тысячи поклонников БГ точно так же скажут о его строчках.
И в чём же разница? Получается, всё сводится к субъективному: нравится-не нравится, вижу-не вижу, открылось вам или не открылось.
А Хлебников, так любимый Аукцыоном - он тоже морочил людям голову всю жизнь?
vvrahjdgi From: vvrahjdgi Date: Ноябрь, 6, 2016 08:02 (UTC) (Ссылка)
Хлебникова не читал. С настоящей поэзией я плохо знаком.
Проблема ведь не только в том, что БГ морочит нам голову, да мало ли кто нам морочит голову, а в том, что создан и поддерживается культ Аквариума и БГ (БГ говорить с придыханием). Он переоценен. Никто не крикнет – А король-то голый!
БГ первоклассный коммерсант, такого количества вышедших CD (альбомов, концертников, различных компиляций) как у него, нет ни у кого. Он очень плодовитый стихоплёт, давным-давно вышедший в тираж. Как известно, об уровне фотографа судят по тому, что он публикует. Все мы снимаем всякую ерунду, но вот внутренний фильтр, барьер, самокритичность, как раз и есть тот водораздел, что отличает поэта от стихоплёта. Основная масса его поклонников, переболев им, взрослеет, и теряет к нему всякий интерес. Если Шевчук постоянно меняется, ищет новые формы (пробовал рэп), ищет звук. В 14-15 году написал песен на целый альбом, но придерживает их (шлифует), ибо сырое, не тянет на уровень. То БГ просто деградирует, непрерывно выпуская альбом за альбомом. Это как раз говорит о нём как о графомане. БГ не волнует, что для кого-то он уже не тот и выезжать на старом как-то не бро. Возможно, он считает, что ему вовсе необязательно расти и развиваться вместе со своим старым слушателем, достаточно и вот этой постоянно нарастающей молодой поросли.
О вкусах, конечно, не спорят, но я думаю, что люди с хорошим вкусом отдадут предпочтение стихам Шевчука, а не текстам БГ.
На успех и продвижение БГ безусловно повлияло и то обстоятельство, что его миловидные песни очень полюбились директорам радиостанций. Беззубый БГ вряд ли попадал в стоп-листы.
О гражданской позиции Гребенщикова лучше всего спето в песне «Глупая» группы Телевизор. После событий 2014 года, БГ позвонил Шевчуку и сказал – Юра, я не узнаю Питер. Вот тебе и мудрость духовного учителя.. Шевчук тоже тяжело принял это изменение в народе. Он думал, что его слушают и понимают. Как оказалось, достаточно было произнести магическое слово – гордись, и человек тут же менялся. Все труды как в воду. Очень похоже, что БГ жил в какой-то своей уютной реальности с единорогами, поколением дворников и сторожей. Жил вполне себе довольно, на позитиве, у него всё было хорошо. Пока настоящая реальность не забарабанила ему в двери. Великий врачеватель, знаток человеческих душ, на поверку оказался шарлатаном. Не буду отрицать, он обладает гипнотическим воздействием (его чары сильны). Он погружает слушателя в свой особенный мир, вырывая из реального. Плохо это или хорошо? Ну, для студенчества, для тех, кто хранится в социальном сейфе, это не страшно. Окончат свой ВУЗ, выйдут в жизнь, всё ещё успеют узнать. Пусть себе пока ещё побудут в детстве. Продлят свою счастливую пору.
inkpoint From: inkpoint Date: Ноябрь, 7, 2016 10:26 (UTC) (Ссылка)

Ага, вот что вас задевает: "создан и поддерживается культ Аквариума и БГ (БГ говорить с придыханием)". Надо сказать, именно критикам БГ мерещится культ БГ )) Я вот правда не вижу никакого культа БГ. По радио его крутят на порядок меньше, чем многих других - у него и хитов всенародных нет (у Шевчука того же - целая обойма).

В останольном - по каждому пункту, понятное дело могу спорить, но зачем? Кто-то вот Битлов не любит и тоже как-то аргументирует и говорит, что это надувательство и пшик. Ну что делать - не открывается им ))


Но уже одно то, что в 2016-м люди на полном серьёзе обсуждают Шевчука и БГ - уже кое-что да значит. ))
vvrahjdgi From: vvrahjdgi Date: Ноябрь, 8, 2016 10:22 (UTC) (Ссылка)
Частично соглашусь, да действительно, сейчас БГ меньше крутят, нежели раньше. Однако, в 2010 году Дмитрий Медведев встречался с российскими рокерами, по правую руку от него сидел Андрей Макаревич, по левую – Борис Гребенщиков (думаю это ему льстило). Из всенародных хитов БГ хорошо известны – «Поезд в огне», «Старик Козлодоев», «Город золотой (под небом голубым)» и др. в постоянной ротации на радиостанциях.
Возьми сейчас любую книгу по «русскому року» кто забудет упомянуть в ней БГ? Кто сейчас в разговоре вспомнит о Зоопарке или Урфин Джусе? БГ со своей плодовитостью просто вытеснил всех, затмил. Мы часто говорим о переходе количества в качество, но в отношении БГ я вижу обратное движение – переход качества в количество.
Да, я не буду продавливать кому-то своё мнение, и как-то переубеждать, ведь действительно вкусы разные, у нас разные характеры, темпераменты. Нам требуются разные эмоции из музыки. В этом смысле глупо говорить это хуже, а вот это лучше. Текст, всё-таки идёт в паре с голосом, с музыкой. Раздражать, не нравиться может даже просто тембр голоса.
А на счёт того, почему меня это так сильно задевает, отвечу – я считаю себя пострадавшим, я сожалею, что всю свою молодость отдал БГ (слушал Аквариум), а не другим. Я не понимал БГ, считая, что у меня недостаточно знаний, с годами я стал понимать, что дело вовсе не в этом. БГ, если выражаться политическими терминами – партия спойлер. Иллюзия. Вместо знания он даёт иллюзию знания, развивает высокомерие. Он тешит своего слушателя иллюзией некой элитарности. По сути – вводит в заблуждение.
Я не поклонник жанра фэнтези, я предпочитаю реализм.
Нищие 90-е я проскочил на фантазиях и иллюзиях, сейчас я об этом сожалею.
fat_crocodile From: fat_crocodile Date: Ноябрь, 9, 2016 04:25 (UTC) (Ссылка)
>> А на счёт того, почему меня это так сильно задевает, отвечу – я считаю себя пострадавшим, я сожалею, что всю свою молодость отдал БГ

Чета ржу, простите :)
vvrahjdgi From: vvrahjdgi Date: Ноябрь, 9, 2016 06:57 (UTC) (Ссылка)
Странно, что при своём уме (себя без всяких сомнений вы считаете умным), вы не берётесь мне возражать аргументировано. Вместо этого находите у меня в тексте “слабое место” (то место где я рассказываю о своих ошибках, пишет об ошибках – слабак!) и наносите в него свой насмешливый укол. О чём это может говорить? а) О вашей неуверенности, вы не способны отстоять свою позицию и предпочитаете лёгкий путь доказательства своего превосходства – «ржу, простите». б) Вы настолько серьёзны к себе, что ни на минуту не допускаете мысли о том, что также как и ваш оппонент можете глупо ошибаться.
в) Вы считаете ниже своего достоинства отвечать оппоненту развёрнуто.
Что я вижу у вас? У вас очень сильно желание доминировать, вы, вероятно, по жизни чем-то очень сильно неудовлетворены. Предположу, что своим положением в обществе.
Думаю, что и дальше по жизни вы будете доказывать окружающим своё превосходство. Так, как это делает БГ. Зачем насерьёзе, что-то противопоставлять, аргументировать? Когда можно легко, свысока, отделаться двумя словами. Готовый набор для выражения своего отношения к оппоненту давным-давно известен: «аффтар жжот», «пиши исчо», «ржу нимагу» и т.д.
fat_crocodile From: fat_crocodile Date: Ноябрь, 10, 2016 07:57 (UTC) (Ссылка)
:)

Меня повеселила сама идея. Ситуация примерно такая.
- автор написал песню-текст-книжку
- она Вам нравилась
- а потом нравиться перестала
- и поэтому Вы считаете, что себя пострадавшим от автора! Он, подлец, Вас коварно обманывал :)

Такой удивительный перенос ответственности встречаю впервые, не приходило раньше в голову, что так можно :) Очень неожиданно.

Возможно, Вы искали в текстах БГ слишком многое, слишком серьезно к нему относились. Но это Ваша ошибка, а не его. Он вообще-то не в ответе за людей, которые считают его гуру, он себя гуру не называл. Он просто песни пишет и поет, он музыкант. Передает состояние. Указывает направление -- но без деталей, а как рукой махнул -- куда-то туда, примерно на север. За подробными инструкциями нужно обращаться в другое место.

На мой взгляд, претензия к автору может быть в том, что он несет в своих текстах какую-то античеловеческую (с моей/вашей точки зрения) идеологию. Ну например кто-то идейный противник христианства как "религии рабов" и соответственно относится ко всех христианской культуре. Или кто-то другой противник нацизма и соответственно относится к такой культуре.

Но в этом случае, наверное, Вас не привлекли бы песни Аквариума с самого начала, было бы просто отторжение. И сейчас Вы писали бы иначе. Значит дело не в этом. Но тогда, мне кажется, вопрос не к автору.

Дальше, если говорить о смысле и понимании текстов. Я не очень культурный человек и мало чего читал. Но вот есть статья Калугина orgia . ru / article.php?id=183 Там история того, как ему сначала БГ совсем не понравился, а потом через десять лет и сколько-то прочитанных книг о культуре и мифологии, он по совету друга послушал ещё раз и "всё осознал". Вот, чувак горит, что понимает смысл и, эээ, культурные реминисценции. Я как-то обхожусь по большей части, мне и так норм.
vvrahjdgi From: vvrahjdgi Date: Ноябрь, 10, 2016 12:34 (UTC) (Ссылка)
Спасибо, что ответили.
По ответственности. Сейчас я думаю, что из того, что мне было известно в русском роке в то время, я, со своими данными (знаниями, опытом), вряд ли бы мог остановиться на другом. Тексты Машины Времени – слишком просты. А любой умненький и амбициозный мальчик тянется к чему-то сложному, стараясь это постичь (потешив самолюбие). В этом смысле, БГ прекрасно понимал эту тягу, и её использовал (коварный соблазнитель!). Он манил сложностью, тем, что эти тексты не открываются сразу. Новые неизвестные слова, вещи о которых ты прежде не слышал, всё это приводило к нему. Сейчас в своих проповедях на радио, в подводках к чужим песням, БГ очень часто употребляет конструкцию – Как сказал один великий …, далее он это цитирует, и приправляет своим вкусным комментарием. Что мне в этом не нравится? Вот что: он спекулирует на чужой мудрости (чужих изречениях), сам при этом, в жизнь не вносит практически ничего своего. Он популяризатор-комментатор. Но лавры мудреца, при этом, снимает. В некотором смысле он выступает в роли учителя, но не философа.
БГ пользовался неискушённостью (и неразборчивостью) своего слушателя (и продолжат это делать). Вот, есть например Э.Лимонов, который также, прекрасно понимая всю перспективу (для своих молодых сторонников), продолжает заводить своего слушателя в тупик или в ловушку. Священник в церкви выполняет работу, при этом, он может искренне верить, а может просто – выполнять обязанности, говорить то, что предписано, прекрасно понимая все минусы. Я думаю, БГ именно 2-ой вариант. Я ему не верю. Я вижу в нём фальшь, неискренность. Игру.
БГ не называет себя гуру, но он всячески копирует то, что позволяет думать о нём как о гуру. Я всё-таки, считаю, что творец, в какой-то степени несёт ответственность за тех, кто слушает его. Конечно, мы и сами виноваты, когда слушаем не тех, кого стоит слушать. Но и его доля ответственности в этом присутствует. Умением цеплять он искусно владеет.

Прочитал текст Калугина, он очень верно подмечает, что БГ – «провожатый», а прогулки в компании с ним ему очень приятны. Мне вообще показалось, что особое удовольствие ему доставляет разгадывать загадки БГ из текста. Такая вот детская неподдельная радость – теперь-то я понимаю – узнал! (ответ найден!), о чём он поёт, откуда он взял это, и это. В самом конце своего восторженного повествования, он проговаривает самое главное: «из этого трипа я выйду полностью исцелённым, все мои раны затянутся, я снова стану круглым и светящимся, как в детстве. И у меня будут силы жить и действовать дальше». Вот она целебная сила оздоровления! На нём работает! «Я покупаю пластинку, ставлю её в проигрыватель и примерно на 50 минут ухожу из реальности.»
А вот на мне – не работает. Я не люблю ломать голову над ребусами, считая, что это бесполезное занятие. Не люблю кроссворды, считаю глупостью тратить своё время на судоку. И в этом смысле, мне не хочется угадывать буквы. Не хочется лишней работы. Жизнь коротка, и знание, я думаю, не стоит прятать за головоломками. Вообще, лучше читать/слушать первоисточник, а не выжимки из его ядерной смеси. БГ же, жонглирует словами, музыкой – «Я заранее знаю, что в этом трипе меня ожидают блюз, реггей, марш, городской романс, немного техно, арта и этники.». Мне кажется, что вся эта смесь весьма поверхностна (немного перца, щепотка соли, заморские приправы). Компоненты не работают на целое. Эту мелодию он взял у этих, это услышал оттуда. Он как повар, намешивает своё пёстрое блюдо из разных ингредиентов. Кому-то это нравится. И мне, когда-то нравилось. Мне и до сих пор, что-то нравится (из музыки), но вот голос, манера – стали очень раздражать. Видимо, я изменился, и вот эта его интонация (мурлыканье или козлиное блеяние) мне перестала нравиться.
И самое главное, я не сторонник лечения за счёт ухода из реальности, ухода от проблем. (Предпочитаю бороться с причинами) Я не употребляю спиртные напитки и не погружаюсь в игры или фантастику.
fat_crocodile From: fat_crocodile Date: Ноябрь, 10, 2016 23:13 (UTC) (Ссылка)
Вы так говорите, как будто Вам кто-то дал домашнее задание выбрать русскую рок-группу и запасть на неё :) Вряд ли это было так.

А зачем останавливаться на роке? Ну, можно вообще его не слушать. Слушать Щербакова, там все довольно сложно, во всяком случае он такие слова знает, что его песни опознаются сразу же, даже незнакомые. Или слушать классику. Или слушать Элвиса, но зато читать Гегеля -- пусть сложным будет Гегель, а под музыку путь можно будет танцевать :) Не обязательно же чтобы вот прямо всё в жизни было сложно.

Мне кажется, лучшие песни БГ простые как полено. Там могут быть не все ссылки мне понятны или даже заметны, но о чем песня видно сразу. У него такие далеко не все, ну, да, как сказал один великий :) сложно писать просто.

Не в сложности текста дела, для меня во всяком случае, а в состоянии, которое песня передает, в картине мира, которая за песней стоит, в вопросах, которые начинают иметь смысл в такой картине мира. БГ поет о взаимоотношении человека и мира, человека и Бога (не всегда, но часто). А Машина не поднимается дальше человека и социума. Они если про Бога петь будут, у них это окажется дядька с бородой, сидящий на облаке. Даже если сказано будет ну очень сложными словами. Не в сложных словах же дело.

Что же касается гурости, мне кажется, это частное проявление культа рок-музыкантов, несколько видоизмененное личными особенностями БГ. И нездоровое тут общее -- то есть вот сам это подростковый-юношеский культ рок-музыкантов. Ну, согласитесь, та же битломания в 60-е в крайних проявлениях это уже истерия, нет в этом ничего здорового. Это скорее говорит от некой культурной пустоте, которую пытаются так заполнить. О поисках смысла. Заполняют пустоту тем, кто под руку попался. Попались под руку панки, и вот чувак ставит ирокез, красит волосы, что там они ещё делают... А через пятнадцать лет сокрушается, на что потратил свою молодость. Соблазнили его коварные Секс Пистолз! Сами музыканты отвечают скорее за то, людей какого типа они привлекают, и что с этими людьми делают. Например, доводят их до неистовства или заставляют задуматься... Вам под руку попался БГ -- отличный выбор, на мой взгляд, один из наименее травматичных, можно сказать повезло.

Ну, то есть, если Вы считаете, что Вам так или иначе суждено было на кого-то из них запасть, то БГ хороший вариант: меньше вероятность плохих последствий для здоровья и есть шанс начать читать что-то интересное.

А Калугин да, возможно увлекается ребусами, это по его творчеству местами, гм, заметно. Я его мнение привел только как пример того, что есть люди, которые знают, о чем же эти песни :) То есть это не просто набор туманных фраз, фразы вполне на своих местах. Если верить Калугину...

Но, ладно. Я совершенно не собирался и не собираюсь Вас убеждать, что БГ прекрасен, раз уж Вам не нравится, аргументами тут ничего не сделаешь. Куча народу БГ не любят, и что, заставлять их что ли. Я бы и не стал ничего писать, если бы Ваша фраза не поразила меня настолько :)
vvrahjdgi From: vvrahjdgi Date: Ноябрь, 11, 2016 05:47 (UTC) (Ссылка)
Очень верно, вы подмечаете про состояние, я вот сейчас подумал, а Высоцкий, в своих песнях погружает в состояние? И понял, что вот так, как это делает Гребенщиков, конечно же нет. У БГ, ты словно в транс проваливаешься, какой нафиг смысл, когда нравятся фразы: «ты – дерево, твоё место в саду», «три сестры, три сестры чёрно-бело-рыжей масти». Русский рок, русский шансон – это про состояние. Здесь действительно, не всегда важно о чём, важно как. С другой стороны, наша попса ещё больше этим грешит. В текстах попсы вообще – бывает редкостная бессмыслица. Но зато, с какими переживаниями (болью, обидой), с какими настроениями.
После БГ и классики, (классическую музыку я слушал параллельно с БГ, слушаю её и сейчас) я вернулся к книгам – к Пелевину.. Пара его книг, и я полностью утратил интерес к чтению. Надолго. Т.е. читать, конечно же, что-то читал, но это всё остросюжетное, беллетристика.

Сейчас, сейчас я с большим удовольствием читаю книги. И практически не слушаю музыки. Классическая музыка – преклонение. Песни – подбор мелодии под настроение, для, вероятно для переживания своего состояния, его преодоления. Или для погружения себя в состояние, после которого, как пишет Калугин, ты выходишь «исцелённым».
poluchileturol From: poluchileturol Date: Ноябрь, 6, 2016 17:30 (UTC) (Ссылка)
Не люблю писать комменты, но позволю вклиниться в разговор. В начале темы inkpoint заявил об «авторитетности» БГ и «устарении» ДДТ. Вижу даже полемику на сей счет с vvrahjdgi. Зерна истины есть с обеих сторон, а в целом похоже на диалог двух людей с разной жизненной установкой: один человек вполне допускает другие точки зрения, потому что спокойнее относится к музыке (и, видимо, к жизни), другой – слишком серьезно воспринимает ее, потому и старается доказать собеседнику свою правоту, выводя БГ на чистую воду. Я не мегазнаток русского рока, для меня он ограничен несколькими группами, которые слушала с 90-х (Кино, ДДТ, Аквариум, Наутилус, Чайф). Постепенно (после пережитой внутренне и лично эпохи Кино) в моем русском роке осталось только две позиции – БГ и ДДТ. Причем они были равнозначны. Но жизнь шла. И мы взрослели. И уж не помню, в какой момент, но для меня очевидным стал водораздел между двумя этими фигурами. Я поняла, что для БГ музыка это игра, интеллектуальная и эстетическая, а для Шевчука – философия жизни, точнее, правда жизни. Ну приблизительно как в литературе есть классическая литература, а есть постмодернизм. В последнем нет истины, все подвергается иронии, в крайнем проявлении - стебу, в конечном итоге «истин» может быть много. Постмодернизм плюралистичен что ли. И вот таким мне видится поздний БГ. Я уважаю его за «Электрического пса», за многие ранние песни, которые знаю наизусть, но после «Снежного льва» я перестала воспринимать его альбомы. Они все стали похожи на перепевы себя самого. БГ остановился в развитии. Нашел удобную нишу – миловидная музычка, атмосферка такая всеобщей «любви» и уютненького мирка, не без драйва порой… Я ведь слушаю иногда его программу Аэростат на Радио России, но вовсе не потому, что БГ авторитет. Сдулся авторитет. Быть может, по части музыки западной, да, он продолжает выполнять роль меломана и проводить ликбез в массы. Однако русский рок это в первую голову тексты. С этой точки зрения, даже Сплин сильнее позднего БГ. Хотя, как построены тексты Сплина, тоже белыми нитками шито: один и тот же прием. И вот как раз на фоне этого Шевчук остался один в поле воин. Он идет не только в ногу со временем, а опережает его, потому даже мы, его поклонники, осознаем тексты новых альбомов порой через полгода, год. Шевчук пытается, как настоящий поэт, творчески познать и осмыслить реальность. Отсюда его поиски музыки, формы, работа со словом. А для БГ реальность пофиг, он понял, что главное – развлекать народ (это никогда не устареет). Когда понимаешь это, просто спокойно реагируешь на его позднюю халтуру, удивляясь, правда, как долго можно спекулировать на себе и на чужом. В этом, действительно, есть что-то графоманское. И что уж совсем удивляет: быть в старости шутом как-то не комильфо…
С этой точки зрения, Шевчук всегда благороден, честен, он может придуриваться, но шутом не будет никогда. Мне жаль, что на его концерты (а я стою всегда на танцполе) стали приходить мужики с пивом. Это не его аудитория, уверяю вас. Просто процент людей, желающих думать и не боящихся реальности, катастрофически падает.
inkpoint From: inkpoint Date: Ноябрь, 7, 2016 11:38 (UTC) (Ссылка)
Спасибо за развёрнутый! Конечно, когда что-то любишь, абсолютно естественное желание это от критики защитить, тут поле для пристрастных споров ещё какое.

Я примерно понимаю, когда вы говорите: "для БГ музыка это игра, интеллектуальная и эстетическая, а для Шевчука – философия жизни, точнее, правда жизни." "есть классическая литература, а есть постмодернизм. В последнем нет истины, все подвергается иронии, в крайнем проявлении - стебу, в конечном итоге «истин» может быть много".
Это показательное деление. Есть серьёзность и убеждённость, есть более игровой подход, более гибкое отношение ко всему и множество истин. Что лучше ?

Лично мне нравится постмодернизм и гибкость ) Особенно применительно к 2016-му году.


У вас, кстати, тоже похожая логика: "не понимаю - заклеймлю" )) Поскольку нужно найти объяснение собственным исчезнувшим чувствам по отношению к БГ, то "БГ остановился в развитии", "сдулся авторитет" и т.д.
А вот если бы вам кто-то сообщил, что после альбома "Мир номер ноль" Шевчук остановился в развитии, вы бы что сказали, а ? Ну, представьте ситуацию...

Огромное, огромное количество людей новые альбомы БГ воспринимают, как событие, и любят поздние вещи даже сильнее ранних. Каждому своё )




angler_fish From: angler_fish Date: Ноябрь, 8, 2016 19:40 (UTC) (Ссылка)
Всё очень тонко и точно подмечено! И именно поэтому Русский Рок, как феномен, не смог благополучно пережить, да хотя бы, середину 90-х. Искренность естественным образом иссякла. Утекла, как вода в песок.
70-80-цкие "кухонно-коммунальные" тусовки единомышленников сменили Проекты, в которых a priori коммерции было отведено наиглавнейшее место: все эти "Смысловые Галлюцинации", "Би-2", "Чичерины" с "Земфирами"... Островками-оазисами, "опоздавшие к лету", диковато озираясь, появлялись какие-нибудь условные "Зимовья Зверей", но им уже не находилось ни места, ни времени...
fat_crocodile From: fat_crocodile Date: Ноябрь, 9, 2016 04:15 (UTC) (Ссылка)
Ну так рок-н-ролл мертв же. А БГ ещё нет :)
Аэростаты с удовольствием слушают мои родители.
Если его новые песни считаются, то я десяток назову. Я только не уверен, что его правильно классифицировать как "рок".

Меня как-то последние ... гм, уже довольно много лет, не вдохновляют "песни протесто". И с тех пор, как Шевчук занялся остро-социальным искусством (во всяком случае я это так понимаю) я его слушать перестал. Мне кажется, чем больше социального, тем меньше искусства. Когда что-то такое делает БГ, я огорчаюсь, но он, к счастью, делает это редко. А так я как-то больше по фолк-року, по нашим западным партнерам ну и конечно по Аквариуму.

Я ленив и не любопытен, новых странных групп не ищу, так что знаю не много. У Калугина есть сколько-то хороших песен. У The Dartz. У Зеленых рукавов. Даже у Мельницы есть несколько :) Если интересны подробности, могу написать конкретные названия. Если отойти от "песня на русском", то в 90-х был гениальный альбом группы Telen Gwad "Время, когда поэты учили ангелов любить". Там все прекрасно, но вокал скорее играет роль такого музыкального инструмента, текст есть, но местами он даже не на английском.

Про Цоя.
Цой гениален, прост и прям, как выпущенная стрела. Его песни (те, которые мне нравятся), то, как он их исполняет -- это не про музыку и не про текст, это про состояние. Текст и музыка просто передают их. У него разные есть песни, конечно, есть про больную девушку и т.п. но лучшие -- такие.
gutnikov_yira From: gutnikov_yira Date: Ноябрь, 9, 2016 11:23 (UTC) (Ссылка)
О да, на всё написанное тут я мог бы отвечать долго, многословно, приводя хронологию собственных озарений, но боюсь, что в итоге получилась бы пошлятина.
Перейду к последней фразе:
>Вот есть ли такая новая группа или песня, на русском языке, от которой вас зацепило, песня, которая в вас проникла и поселилась?
В первую очередь- 2H Company. Это уже не совсем новая вещь, я услышал их году в 2010-м, но именно их песни стали для меня убедительным доказательством того, что "русский рок" слушать больше не надо, есть что-то поинтересней.
Далее- продолжение 2H Company, группа "Есть Есть Есть". Это "текстовая работа" такой мощи, которая своим сиянием задвигает весь "русский рок" куда-то в сторону пыльных батарей на лестничной площадке. Герой их песен- это как раз нечто такое, что "проникло и поселилось" в меня.
Ну и наконец, самое свежее для меня- это группа "Чёртово Колесо Инженера Ферриса". Неделю назад я случайно ткнул на их песню во вконтактике, и застыл в изумлении, когда начался текст. Я думаю, для вас не очень ценен сказочный эскапизм песен группы "Агата Кристи", но если хочется чего-то такого- то послушайте их.
From: (Anonymous) Date: Ноябрь, 16, 2016 16:00 (UTC) (Ссылка)

from Mike

Ну, как представитель тех самых "мужичков за 40" могу сказать - многое поймано. Хотя, опять же, я это и тогда воспринимал несколько со стороны, кто-то изнутри может, и не согласится.
...
"И «рок» в этих случаях очень условное слово"
- а это с самого начала так. На Западе "рок" и "регги" - вещи явно разные, а у нас их играли люди из одной компании, так что в РР вошло много всего разнородного.
Плюс, как кто-то справедливо заметил (Смирнов? Калугин?), у них рок создавали люди, которые росли на Элвисе, у нас - которые росли на Высоцком. И это сильно сказалось, и в упомянутом примате текста, и в мелодике...
"А теперь, в другом веке, это всё обернулось каким-то жутким перевёртышем"
- Не совсем так. Опопсение - явление как раз 90-х, а после 2000го появляется условно третья волна, которая, конечно не относится к себе настолько всерьез, как основоположники, но зато в целом более музыкально грамотна. Многие неплохо играют.
Что до перечисленных Вами групп "перевертышей" - так Ария как раз из первого поколения, насколько я помню, и у них типичное для тогдашних неумение играть так и осталось. Кинчев вон подтянулся за годы по качеству, а они - нет. КиШ - ну такие панки-скоморохи. Послушать можно, потом стереть. "Ленинград", насколько я могу судить - силен прежде всего клипмейкером. %) Плюс, попадание в образ (привлекательный для затраханных офисных работников).
"Лишь БГ ещё авторитет – и он чуть ли не единственный"
БГ для меня, например, авторитетом не был никогда. А уж когда я в эру mp3 смог познакомиться с западным роком поближе... Плагиатор он, и всегда таковым был. А приличные рок-музыканты сейчас есть. Тот же Калугин хорош по-прежнему. Ольга Арефьева (хотя она как раз - типичное регги). "Телевизор" еще живы, "Дискотека Авария". Плюс, как я уже говорил, есть весьма приличные молодые группы. Искать, конечно, надо - но тут уж, не зная Ваших вкусов, подсказать не могу. "Аукцыон" меня, например, никогда не впечатлял, так что...
41 комментарий or Оставить комментарий