?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile InkpointФотоВыставка Previous Previous Next Next
Простые вопросы о кладбищенских фотографиях - Александр Савельев - ФотоХроника -
inkpoint
inkpoint
Простые вопросы о кладбищенских фотографиях
  Самые интересные вопросы – на поверхности. Помню, показывал знакомой англичанке русское кладбище.  Прошли несколько шагов, она остановилась и говорит: «Саша, мне страшно. Они все на меня смотрят». Она впервые оказалась на кладбище с фотографиями.

И вот, у меня накопилось два вопроса – казалось бы, простые вопросы, но внятных ответов я пока нигде не нахожу.

Первый – про фотографии на могильных камнях.  В какое время и где родилась эта традиция помещать фотопортреты на надгробия?  А главное – почему у нас и в Восточной Европе это прижилось, а на Западе – нет?

Второй вопрос – тоже про национальную специфику. Снимки похоронного обряда, снимки с сюжетом «скорбящие у гроба» были распространены везде, и у нас, и у них.  А вот пресловутый “post-mortem” (посмертный портрет, иногда с попытками придать покойнику жизнеподобие) – исключительно западная традиция. 

Конечно, логично предположить, что дело в каких-то разницах между православным и католическим миром.  Но какие именно разницы здесь сыграли роль – мне пока совершенно не ясно.  Я довольно много читал статей о кладбищах – исследователи пишут об обрядах, традициях и верованиях, пишут об эволюции дизайна памятников, пишут об эпитафиях – а вот эти вопросы о фотографии не проговариваются, не ставятся вовсе.

Метки:
Музыка: Фёдор Шаляпин - Сомнение

3 комментария or Оставить комментарий
Comments
joe_chasmtons From: joe_chasmtons Date: Декабрь, 23, 2016 12:27 (UTC) (Ссылка)
А доступность фотографии на западе и в России в 19 веке была примерно одинаковая?

Недавно читала интересную статью, как маркетологи Кодака придумали фотоальбомы и приучили людей радоваться на фотографиях и привозить фото из отпуска, на твой взгляд, насколько корректно говорить, что это все Кодак? http://bookcamping.cc/descarga/the-bird-of-the-kodak-moment-institional-entreprenership-and-the-adoption-of-new-technologies.pdf

На старых кладбищах надгробия вроде без фотографий, если фото в массовом порядке появились после революции, то православие тут, получается, ни при чем

Edited at 2016-12-23 12:29 (UTC)
inkpoint From: inkpoint Date: Декабрь, 23, 2016 17:24 (UTC) (Ссылка)
Да, доступность примерно одинаковая.

До революции уже были портреты на памятниках - сам видел в Питере, да и литература подтверждает:
"Апрель, дни серые; памятники кладбища, просторного, уездного, еще далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит и звенит фарфоровым венком у подножия креста.
В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне — фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами." "Лёгкое дыхание" написано в 1916-м.

Насчёт Кодака сейчас такую длинную статью читать не возьмусь. И думаю, не такой уж важный этот вопрос ) Но наверняка в истории Кодака есть доля мифологизации и преувеличения.
albinos76 From: albinos76 Date: Декабрь, 23, 2016 17:01 (UTC) (Ссылка)
Возможно на западе не так трепетно к надгробиям относятся?
У нас же не только в "правильные" дни ходят на кладбища.
Да и вряд ли на западе принято посидеть рядом на скамейке поговорить с надгробием,а иногда приходить всем скопом родственным и устраивать пикник...
Я во в пяти минутах от кладбища живу,так если грустно,пойдешь,сходишь "к своим" поговоришь с одним,другим и легче. а с беспортретным надгробием не так легко "говорить".
3 комментария or Оставить комментарий