?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile InkpointФотоВыставка Previous Previous Next Next
Слепая зона - Александр Савельев - ФотоХроника -
inkpoint
inkpoint
Слепая зона
Навеяно давешней фразой Ксении М: «Вот и думаешь: ребята, ну как же так, как вы этого не видите?»


С небес спустилась рука с проводами и невидимым вайфаем, и голос сказал: «Человек! Вот тебе всё, вот тебе вселенский информаторий со всеми знаниями о прошлом, со всеми культурными наследиями человечества. Вот тебе музыка, картины, инфа по любому виду искусства – всё есть. Вот тебе и смартфончики удобные – в любой момент к информаторию подключаешься.
Кино? Вот тебе – хочешь, немое кино с Бастером Китоном? Хочешь – любую киноклассику, хочешь – любого Фон Триера, хочешь – документалку классную? Ну ты же смотрел «Брат-2», а раннего Балабанова что – неужели не хочешь посмотреть?»

Казалось бы культурный уровень человечества должен резко повыситься. Условный провинциальный гопник, серфингуя по интернету, наткнётся на другую музыку. Хоть краем глаза, да заметит, что есть другие фильмы, другая эстетика, вообще другие миры какие-то.

Но ни фига подобного не происходит. Люди живут в своих мирочках, варятся в собственном соку, а что там за пределами – часто вообще не замечают. Видят и узнают знакомое и понятное, а что-то иное – не видят вовсе, как будто это вынесено за скобки восприятия, в слепой зоне находится.

Хороший пример – БГ   ).  Знаю массу людей, для которых он, как минимум, – безусловно важная фигура в культурном поле. Однозначно и неоспоримо существует, например, как Пушкин.  При этом знаю людей, для которых БГ…  не существует вовсе. Просто нет его, и всё. Ну, или где-то там, на периферии их сознания, маячит какой-то невнятный старец с блеющим голосом – и это всё, что они о нём знают.

И наоборот – те люди, которые вдохновенно слушают БГ, тоже варятся в своём супчике и совершенно слепы относительно многого другого. Для них, например, Майкл Джексон не существовал никогда, лишь где-то на периферии сознания, какой-то мутант-кривляка, попса и заклеймим.

А для нового юного поколения – кажется, что и Джексон, и БГ для них одинаково не существуют. У них есть свои герои – они зримы, живы, объёмны… Настоящие. Здесь и сейчас.  А всё остальное – в расфокусе.

И у меня эти слепые зоны есть – например, как-то не сложилась привычка ходить в театр. То есть, само собой, люблю, время от времени бываю, но когда встречаю каких-нибудь увлечённых театралов, и они начинают сыпать фамилиями актёров, режиссёров, сравнивать одну постановку с другой – сразу понятно, что это целый мир, о котором я почти ничего не знаю - так, по чуть-чуть, случайными фрагментами. Говорю себе – надо присмотреться, что там сейчас в театре происходит, но… нет привычки.


Рискну предположить, что этот сектор культурного обзора обусловлен 1)  – бэкграундом, тем, что окружало в детстве, и 2) - тусовкой, кругом общения. Это как у подростков: если в тусовке принято слушать такую-то группу, ты тоже будешь её слушать, или хотя бы будешь в курсе, что она есть. А всё, что мимо твоей тусовки – легко пройдёт мимо тебя.  И мы все продолжаем вариться в своих культурных кружочках, несмотря на абсолютную доступность любой информации.

Притом эти слепые зоны сложно самому себе диагностировать. Пока не придёшь, например, по случайно доставшемуся билету в филармонию, и увидишь, что вокруг много людей, они пришли туда по своей воле, и искренне любят классику. И не призадумаешься – а с чего это они?

Вопрос в зал: а какие у себя можете предположить «слепые зоны»?  Или, может быть, какие-то культурные сферы, какие-то имена, к которым вы раньше были слепы, а теперь – бац – и вы их вдруг увидели?
 

Метки:
Музыка: The Beloved - Sweet Harmony

21 комментарий or Оставить комментарий
Comments
alenk_a From: alenk_a Date: Июнь, 29, 2017 05:11 (UTC) (Ссылка)
не знаю современное кино и сериалы, кроме некоторых. про фестивали вижу посты в ленте, правда
российское кино не знаю совсем (и советское).
фэнтези и ролевики - мимо
поп-музыка современная - не знаю
книги не знаю совсем, кроме классики
театр не очень люблю, хотя на паре современных постановок была.

если мне все это показать, я пойму. язык искусства для меня близок, я могу разобраться. а вот мои познания остановились примерно в 90-х, увы.
с современными художниками и фотографами дело обстоит получше, но отечественную сцену знаю плохо.

отчасти это обусловлено проф.специализацией, отчасти кругом чтения в соцсетях. круг общения у меня 2-3 человека.
inkpoint From: inkpoint Date: Июнь, 29, 2017 11:57 (UTC) (Ссылка)
О! А ведь вроде бы культурный человек ! )) И ты верно заметила - что общего уровня наверняка хватит, чтобы всмотреться и разобраться. Но нет привычки, нет привитого интереса к какой-то области.

У меня -
как раз западное кино,
балет и контемпорэри дэнс,
театр,
классическая музыка - всё это очень фрагментарно. И ведь вроде интеллигентами себя считаем )

alenk_a From: alenk_a Date: Июнь, 29, 2017 14:46 (UTC) (Ссылка)
культурный человек, интеллектуал, образованный человек и интеллигент - 4 разных понятия) интеллигент так вообще отстоит от остальных трех, это этическая категория.
я не интеллигент, по-моему, но интеллектуал. а культура базовая вшита, навыки познания и анализа тоже. а области освоены не все) образована я так себе, по сравнению с более продвинутыми коллегами. а навык обработки информации получше, чем у многих.
inkpoint From: inkpoint Date: Июль, 2, 2017 15:43 (UTC) (Ссылка)
тогда запоздалый вопрос: а что же мешает "интеллектуалу с навыками познания и анализа" успешно интересоваться другими областями ? )
alenk_a From: alenk_a Date: Июль, 2, 2017 15:54 (UTC) (Ссылка)
скажем, я не знаю советское кино, так? оно мне не интересно, потому что почти все, что я видела, мне не нравилось. так зачем заставлять себя его смотреть? что сподвигнет?
с театром сложнее - теоретически мне интересен современный театр - но это, как правило, недешево, и нужна компания (в театр не люблю одна) - то есть нужны усилия.
на выставки же я могу ходить одна, причем чаще всего бесплатно - и это даст пользу для моей работы. поэтому препятствий нет.
музыкой тоже интересуюсь, поскольку она доступна. просто её так много, что не успеваю (помногу музыки не могу слушать, устаю).
так что ответ зависит от области. где-то ещё не освоено, где-то не интересно, где-то мотивация меньше препятствий.

для меня лучшая мотивация - польза для проф. роста. и ещё бывают люди, которые заражают своим интересом. если нет ни того, ни другого, то "стимула" не хватает.
inkpoint From: inkpoint Date: Июль, 2, 2017 16:04 (UTC) (Ссылка)
Спасибо. Хотя бы профессиональный рост от такого подхода выигрывает ) У меня в целом похоже - то есть области, от которых сознательно закрываюсь (мол, не моё, и не буду вникать), есть области, для которых нужен толчок или какой-то проводник, а этого нет, ну и остаются они где-то на периферии обзора.
ironim_poezov From: ironim_poezov Date: Июнь, 29, 2017 06:20 (UTC) (Ссылка)
У меня хороший товарищ (Choy Devyat в ФБ) несколько лет профессионально занимается оформлением движущихся компьютерных задников на концертах различных музыкальных коллективов. Причем он заготавливает пресеты, а микширует их вживую непосредственно во время концерта, как диджей. То есть двух одинаковых видеоподложек не бывает даже при идентичных музыкальных программах. Иногда я читаю, что он об этом пишет, как он это обсуждает с такими же видеохудожниками, как он описывает достоинства или недостатки той или иной программы и железа... Там реально целый мир.

Кстати, что делают диджеи на сцене танцпола тоже не очень представляю. Если честно, то думаю, что ничего особенного. :)
inkpoint From: inkpoint Date: Июнь, 29, 2017 12:00 (UTC) (Ссылка)
Ну это уже скорее узкоспециальный пример, с рабочей специальностью связано - так миров таких много. И у диджеев - тоже целый мир, не сомневайся )
dyomkin From: dyomkin Date: Июнь, 29, 2017 07:15 (UTC) (Ссылка)
Я вообще слепой, у меня везде темно.
Но. Это же нормально. Есть темы, которыми интересуешься - в них копаешь глубоко. Есть те, которые забавны - там что-то знаешь. И есть то, что не волнует и ладно с ним.

Я не умею и не знаю ничего про видеомонтаж, например. Вообще интересно, бывает потребность что-то интересное собрать, с интересом смотрю фильмы именно с технической точки зрения. Но нырять туда надо с головой - это ж бездны.
inkpoint From: inkpoint Date: Июнь, 29, 2017 12:01 (UTC) (Ссылка)
И ты про технику ) А я про культуру )
dyomkin From: dyomkin Date: Июнь, 29, 2017 13:09 (UTC) (Ссылка)
А в чём разница? И то и то про интересы, и то и то требует знаний, времени и участия.
m_u_s_t_a_f_a From: m_u_s_t_a_f_a Date: Июнь, 29, 2017 12:21 (UTC) (Ссылка)
Думал, думал, хотел бы дать предельно честный ответ, но всё, что пока могу ответить - нет у меня таких "слепых зон". В области литературы и искусства - точно нет.
inkpoint From: inkpoint Date: Июнь, 29, 2017 12:24 (UTC) (Ссылка)
Громкое утверждение ) Ну что же, хоть кто-то высокоразвитый есть... )
m_u_s_t_a_f_a From: m_u_s_t_a_f_a Date: Июнь, 29, 2017 12:30 (UTC) (Ссылка)
Просто мне уже слегка за пятьдесят, я из артистической (в широком смысле слова) и библиофильской семьи, вырос среди книг и умных разговоров на кухне, да и в зрелом возрасте у меня были разные периоды - заносило то в одну сторону, то в другую, так что "слепые зоны" либо невольно, либо целенаправленно устранялись.
inkpoint From: inkpoint Date: Июнь, 29, 2017 12:37 (UTC) (Ссылка)
Что, и в опере разбираешься ? )) Шучу, на самом деле не сомневаюсь, что кругозор у тебя мощный, а уж интересоваться и быть компетентным абсолютно во всём - это, пожалуй, просто невозможно.
m_u_s_t_a_f_a From: m_u_s_t_a_f_a Date: Июнь, 29, 2017 12:46 (UTC) (Ссылка)
В опере - да, разбираюсь. А что тут невероятного? Даже на выступлении "Ла Скала" был в Большом, когда они первый раз приезжали в Москву. Кстати, ничего сверхъественного не услышал: похоже, приезжал какой-нибудь халтурный состав, созданный специально для гастролей в странах "третьего мира". Мой отец был большим поклонником итальянской оперы.

Edited at 2017-06-29 12:53 (UTC)
kativas From: kativas Date: Июнь, 29, 2017 20:27 (UTC) (Ссылка)
как раз этой весной по случайному билету в консерваторию впервые услышала флейту, орган и альт вместе с электроникой. стало очень жаль, что совсем не знаю современную классическую музыку.
В целом все, что связано с современной классикой. Западные постановки классических опер поражают, но видела только отрывки. Современный балет совсем не понятен.

И еще все-что связано с не европейской культурой.

stan_ivan From: stan_ivan Date: Июнь, 30, 2017 23:26 (UTC) (Ссылка)
Информационный массив, уже оставленный за собой человеческой цивилизацией, столь велик, что вы в любом случае всё будете в слепых пятнах, ребята, не переживайте, пожалуйста!!
inkpoint From: inkpoint Date: Июль, 2, 2017 15:45 (UTC) (Ссылка)
Лайк )
itatvas From: itatvas Date: Июль, 2, 2017 19:19 (UTC) (Ссылка)
Ещё Козьма Прутков отметил - нельзя объять необъятное. ;)
И это тогда.
А сейчас тем более...
Стоит поглубже копнуть, то даже и в том, в чем вроде бы разбираешься, можешь наткнуться на "слепое пятно".
Хотя потыкаться во что-то совсем для тебя раньше закрытое интересно.
Мне вот так открылся внезапно мир документального кино. Не скажу, что сильно разбираюсь в нем, но кое-что начала понимать :)
И, кстати, ты приоткрыл мне историю фотографии.

Edited at 2017-07-02 19:20 (UTC)
inkpoint From: inkpoint Date: Июль, 4, 2017 12:12 (UTC) (Ссылка)
про "объять необъятное" - это понятно, но дело-то как раз в том, что люди не то что не пытаются - просто не видят! Док-кино мне тоже начало открываться, даже кажется, что самое интересное в кино происходит на Артдокфесте )
21 комментарий or Оставить комментарий