inkpoint (inkpoint) wrote,
inkpoint
inkpoint

  • Music:

Олег Яковлев. Часть первая: Смелость сомневаться.

 

      Когда я переводил в печатный вид это интервью, я думал – какой же Олег молодец. Потому что у фотографа, тем более у ЖЖ-тысячника, всегда есть соблазн надеть маску уверенного профессионала без сомнений и слабостей – хотя бы во имя имиджа.  А то скажут ещё  - да он сам во многом сомневается, не пойдём мы к нему сниматься. 

Я увидел в Олеге человека сомневающегося, ищущего, думающего – (а по мне так это все признаки хорошего фотографа), -  и я ему очень признателен за его смелость быть без маски.

Итак, мы сидим на том самом балконе Олега, который фигурирует на многих его фотографиях, и пьём чай.

                 -Есть ли какие-то жанры, в которых тебе точно неинтересно работать?  

- Клёвый вопрос. Есть куча для меня неинтересных жанров – свадьба, природа, животные…

 

У Олега звонит мобильный, звонит девушка, спрашивает о новом проекте Олега – «Сущностный портрет».  Олег говорит с девушкой:  

- Сущностный портрет, да.  Рассказать, как это происходит?  Ну смотри: мне просто очень интересны люди. Просто разные люди, да. И проект заключается в том, чтобы с помощью фотографии как-то передать их сущность.  Я просто с человеком тет-а-тет, с глазу на глаз, три часа общаюсь, и эти три часа я его фотографирую.  И притом это неэстетическое – там нет такого момента, чтобы красивый ракурс или супергладкая кожа, там идея не в этом. В основном там идея показать настроение, разные переживания, там бывают кадры и не очень приятные для человека. Нужно быть немножко к этому подготовленным.  Я делаю из этого серию, и снимаю ещё небольшое видео такое медитативное, когда человек сидит с закрытыми глазами, я вокруг него вожу источник света. Ну, ты в ЖЖ наверно видела… Не знаю, будет ли из этого какой-то проект, но я как минимум познакомлюсь и как-то проникну в сущность нескольких десятков человек, мне это интересно, вот такая идея… По пятницам я снимаю это бесплатно, в другие дни я снимаю это за деньги. 
 

Продолжаем разговор.  

- Про жанры. Вот мне недавно показалась интересной мысль, что прежде чем от какого-то жанра отказываться, стоит в нём снять хотя бы один кадр, который тебе нравится… Иначе это очень похоже на какое-то внутреннее сопротивление, у меня так со студией было.  Я думал: «Фу, я не люблю студию», а потом понял, что если быть честным до конца, я просто не умею в ней снимать.  А надо просто попробовать снимать в студии, и ещё раз попробовать, и когда получится хоть один кадр, который тебя полностью прёт, то скорее всего, к тому времени тебе уже понравится снимать в студии.  А если нет – то тогда ты знаешь – мол, я в студии снимать умею, но не люблю.  И не снимаешь в студии. Не потому, что боишься, а потому что тебя это непропёрло. Так же и со всеми остальными жанрами: прежде чем говорить, что тебе это неинтересно, стоит их попробовать.

 

     ·         Очевидный вопрос: с чего началось?  

- На самом деле не было никакой романтичной истории вхождения в профессию – ну  там, увидел в детстве чей-нибудь снимок… Нет, начиналось всё с глубокой любительщины. Ещё лет в 12-13, у нас с братом была мыльница самая классическая, и тогда мы снимали чепуху всякую: какие-то семейные портреты на фоне ковров (хотя я дорого бы сейчас дал, чтобы на это посмотреть).  И постепенно я понял, что я более-менее серьёзно этим занимаюсь,  где-то в 17 лет – тогда я себе купил первую цифромыльницу – Олимпус за 400 долларов, и тогда я уже много начал снимать.

Тогда у нас в семье полностью избавлялись от прошлого – какие-то кипы документов выкидывали, старых денег ненужных, фотографий, и я это всё снимал в виде текстур.   Это была попытка сохранить то, от чего мы хотели избавиться – то есть мы это всё уничтожали, а перед этим я всё это фотографировал.  Фотографировал, как это горит в камине – письма всякие древние исторические.  Прабабушка была поэтессой известной, а мы её письма сожгли к чёртовой матери, но это уже совсем другая история.  

Фотографии я нигде не учился, и иногда я об этом жалею – потому что время теряется. Например, я сейчас веду курс для совсем начинающих, я понимаю, что они у меня за месяц проходят столько, сколько я сам проходил за год.  Потому что я им капаю на мозги, задаю какие-то вопросы, которые мне тогда никто не задавал, на которые я очень медленно, нудно искал ответы…   

           

                         -Как решается вечная проблема зарабатывания денег?  

-  Зарабатывать на фотографии я стал относительно недавно, ровно два года назад у меня был первый коммерческий заказ.  Друзья предложили заплатить. В институте была такая мажорная девочка, которая предложила: «Давай ты мне снимешь день рождения за сто долларов»…  Я потом увидел общий счёт на 500 тысяч рублей и понял, что сто долларов была не очень адекватная оплата )).

Но насколько было можно, я очень бежал от коммерческих съёмок, сам их никогда не искал, потому что было очень большое предубеждение, что любая съёмка за деньги – это такая проституция, это очень плохо, неправильно, что будет всякое дерьмо получаться…  Ну, естественно у меня уровень моих коммерческих съёмок неизменно ниже, чем уровень моих съёмок для себя, есть много этому причин. В какой-то момент другие доходы кончились, мне нужно было зарабатывать определённую сумму – небольшую, но хотя бы на еду и на жильё. И начал учиться как-то крутиться… 

Только сарафанное радио, больше ничего и никогда у меня не работало, например –  я как-то людям сделал фотосессию за тысячу рублей, потом они заказали уже свадьбу, потом их знакомые – крестины ребёнка, и в итоге заработал я гораздо больше.  Но по-прежнему очень нестабильно, я сейчас опять задумался о поиске других источников дохода, потому что меня жутко нервирует…Ладно, я уже научился снимать за деньги, это плюс, это общение с людьми, это мне, как психологу по образованию, интересно - но вот сам момент поиска клиентов – он меня жутко выбешивает.  Вот этот – знаешь, спам по сообществам, эти рассылки в контакте – господи, это мерзко… Бывает, заказчики обещают частое сотрудничество, а потом не звонят по полгода. Но я умудряюсь как-то на это жить, оплачивать обучение, как-то со скрипом, но получается.

 

·         Ещё банальный вопрос: если бы была машина времени, куда бы ты хотел переместиться с фотокамерой?  

- а ля брессоновское время, даже чуть пораньше, от 20-х до 50-х. И у нас очень крутое время было. Родченко, МГУ, эти машины красивые. Там много снимков потрясающих. Но я же живу здесь и сейчас, поэтому немного искусственно о таком думать – где бы хотел…

 

·         Насколько ты современный человек? Если тебя притягивает эстетика 20-х и 50-х, насколько тебе интересно снимать современность?  

- Я стараюсь следить за какими-то трендами, слово дурацкое, за какими-то течениями в мире фотографии, что в мире происходит. Мне близки идеи глобализации, нравится, что можно путешествовать по миру – в этом смысле, наверно – современный.

·         Следишь за выставками?  

- Есть какие-то глобальные вещи, которые стараюсь не пропускать – например, Фотобиеннале. Тоже обычно сарафанное радио, я иду туда, куда меня зовут, или когда друзья рекомендуют. А все выставки смотреть – это можно с ума сойти. 

 

·         Часто бывает такое, что тебя чья-то чужая фотография сильно потрясла, впечатлила?

-    Ну как сказать… Если сравнивать вообще с количеством визуальной информации, которую я потребляю, то конечно, очень редко.  А если судить по времени - то в среднем раз в день я вижу фотографию, которая меня потрясает. Нет, не редко… Часто ведусь на какие-то трюки – могу, например, увидеть фотографию, а потом через неделю или через день понять, что это обычная фотография, хотя по первому впечатлению она очень поразила.

       Есть авторы, у которых так получается что-то передавать, что их снимки вызывают такую смесь зависти и восхищения.  Когда я человека лично знаю – живой человек, он ходит, сомневается, и у него получаются какие-то вещи, которые я вообще не понимаю – блин, ну как он это сделал…

 

·         То есть зависть есть ?  

-  Конечно. Зависть – это один из таких бичей, с которыми я очень стараюсь и не знаю, как бороться.  Не то, чтобы у меня много зависти, но проблема даже не в зависти – тут вопрос о другом – о своём пути, творчестве, об оригинальности, о банальности, о самооценке… То есть дело не в том, что гложет зависть. И не в том, кому я завидую.  Если я кому-то завидую – очевидно, что-то неладно в Датском королевстве…

Но при этом я так прямо уж не ужасаюсь – ну, да, я кому-то завидую, это, в общем,  вполне человеческое и вполне естественное чувство.

 

·         А вот насчёт востребованности фотографии вообще… У нас сейчас такой фотобум происходит, очень много изображений, и очень хороших, и есть такой фотографический мирок, который наполовину в виртуальной реальности существует. Люди друг за другом следят, оставляют какие-то комментарии, как-то друг друга оценивают, но те времена, когда фотография могла как-то людей впечатлить, уже прошли – как тебе кажется?  

-  Конечно, сейчас есть огромное пресыщение изображениями. И сама доступность техники: фотоаппарат в мобильном – это уже финиш...  Конечно, сейчас уже сложно кого-то впечатлить – и даже не потому, что у людей испорчен вкус, это всё ретроградские разговоры, просто очень много всего.  Но ведь и интерес ко всему этому гораздо больше возрастает.  У меня такое ощущение, что количество фото-продукции растёт просто адскими темпами, но ведь и запрос на это впереди бежит.

Например, у меня иногда бывает мало заказчиков, но при этом я вижу, что на меня клиентов всегда хватит. Огромное количество людей, которым нужно что-то снимать, какие-то фирмы, брэндинг, просто даже если помотреть на уровень визуальной продукции в Москве – я молчу про неМоскву, про то, как там оформляются витрины, реклама магазинов – понимаешь, что хотя всё увешано визуальной продукцией, всё равно ещё есть огромные незаполненные ниши в России, точно знаю. Всегда есть, что снимать.

Это пресыщение кого-то может и портит, а кого-то наоборот, делает более чуткими к китчу. Гораздо больше людей, чем, скажем, 20 лет назад, следят за тенденциями в фотографии, пытаются понять – почему им что-то нравится или не нравится.   Не скажу, что это оптимизм – скорее реализм, но я смотрю в будущее без такого уж прямо ужаса.  

 - Вот учёные говорят, что самыми популярными профессиями через 10 лет будут фотограф, дизайнер, психолог – то есть всё то, чем я занимаюсь. То есть как десять лет назад – юрист, бухгалтер и менеджер.  Конечно, нам грозит вот эта жопа полная с ушами – когда все фотографы, но при этом... Знаешь, когда так думаешь: «Вот, а как же я среди них, у них такая техника, как конкурировать…», то руки опускаются. Но стоит отойти, сесть за комп, открыть свой жёсткий диск, подумать: «А сколько ещё всего я не снял из того, что хочу снять, -  то сразу весь пессимизм уходит, наоборот думаешь – как бы побыстрее всё это ужать в оставшиеся семьдесят лет…  Главное – не надо ориентироваться на какие-то внешние мотиваторы, потому что есть некий внутренний вектор, своя потребность что-то видеть, смотреть, рассматривать – и тогда то, что ты делаешь, всегда будет кому-нибудь интересно. 

 

 

Tags: интервью с фотографом
Subscribe

  • ****

    Дверь особняка Брёмме, на 12-й линии Васильевского острова. В блокаду здесь здесь находилась "Витаминная аптека", где биохимики делали…

  • ****

  • ретросмыслы

    Решил приложить обрывки текста к старым фотографиям. Кажется, получилось хорошо.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments