inkpoint (inkpoint) wrote,
inkpoint
inkpoint

  • Music:

Олег Яковлев: часть вторая. "Быть наиболее адекватным передатчиком".

 

Вторая часть беседы с Олегом (photofreedom ). 
О ЖЖ, методе познания человека и даже о Картье-Брессоне. )
Первая часть - inkpoint.livejournal.com/108314.html

             -  Ну хорошо, допустим, ты снял какую-то серию фотографий и выложил в сеть... Это повисело у тебя в журнале, тебе написали, скажем, десять, двадцать, сто комментов, а потом это уехало на вторую-третью страницу, и на этом всё. Не остаётся ли ощущения какой-то пустоты ? 

           - Нет, всё-таки нет.  Во-первых, всё время что-то затягивает, какие-то проекты.  Например, «Лолита» - абсолютно знаковый для меня был проект.  Даже времени нет, чтобы появлялась какая-то пустота.  Тут так получилось: наша семья много переезжала – сначала я жил в другом районе, потом в другом городе, сейчас снова в Москве. И так получилось, что весь мой мир, все мои контакты - они полностью из ЖЖ. Все мои клиенты, знакомства.

               - Ты прямо предвосхитил сейчас мой вопрос о ЖЖ, я сегодня посмотрел – ты уже почти тысячник… 

         - Почти! Я не могу уже, я дни считаю! Ну давайте, ещё пять-десять человек…Я уж думал – может попросить кого, чтобы меня попиарили.  Хочу стать тысячником. Хотя сейчас уже неактуально, вот если бы лет пять назад…  Это тоже на самом деле такой тупизм, хотя ладно – ну хочу и хочу, что такого. Маленькое желание, хотелка, почему бы и нет.  

Ну вот, ниточки тянутся, с кем-то знакомишься, вот ты сейчас приехал. И какое тут нафиг чувство пустоты, когда всё время что-то происходит.  Я не сильно задумываюсь о том, что картинки вниз укатываются, зато есть первая страница, на которой новые работы и новые комментарии. Хотя я всегда понимаю, что с определённых космических позиций – всё суета сует, из праха вышли и в прах уйдём – это я всё понимаю и держу всегда на заднем плане, и это меня очень успокаивает в какие-то моменты.
Но при этом мне нравится эта суета сует, лето, мои 24 года, всё такое трогательное, ура-ура-ура.
 

А ЖЖ – ну, я стараюсь, чтобы это был живой человеческий журнал и при этом - чтобы его могли смотреть заказчики.  Но вообще-то я решил, что буду туда писать вообще всё что хочу, пусть туда придут именно мои заказчики, а если человек там какого-то слова или какой-то картинки испугается, - значит, нафиг мне такой клиент нужен.  Хотя какие-то посты всё-таки прячу под замок.

Да, потенциальным клиентам даю ссылку на ЖЖ. Там есть эти два верхних поста – мои любимые фотографии и коммерческие фотографии. И там уже можно что-то понять.

Клиенты же тоже люди, клиент – это не дядька за стеклом,  это живой человек. Хотя слово «клиент» мне не нравится, слово немножко фальшивое…


           -   Расскажи про «Лолиту» 

           -
Это была работа для театра оперы и балета в Чебоксарах – балет «Лолита», два акта по пятьдесят минут, на заднем плане висит задник с изображением разбитого автомобильного стекла, и во время действия на нём должны были появляться фотографии.  Мы примерно прописали образы, которые нужны….  И вот представь: на два часа нужно набрать образов.  И мы не хотели буквально иллюстрировать то, что происходит на сцене, нужны были какие-то сюрные, непонятные вещи.  У меня с фантазией не очень хорошо – то есть я умею видеть то, что уже есть, а вот что-то придумать, допустим, специально снимать какой-то символизм воды-воздуха-огня – я такое не умею абсолютно. Я-то думал: вот, театр, у меня будет где-то год на творческие муки… Художнику же нужно время, я буду думать, снимать, в летнюю погоду, в зимнюю…(смеётся). А было две недели до премьеры, даже меньше. А приехал в Чебоксары – и мне сказали: «Не, ни фига, у тебя два дня на всё это».  И мы просто сели в каморке главного художника Чебоксарского театра и начали отбирать фотки. За ночь нужно было перелопатить все мои архивы за пять лет.  И вот всё, что могло подойти из каких-то съёмок – личных, не личных, коммерческих, некоммерческих, я всё туда кидал – в отдельную папочку «Лолита», где-то 500 снимков набралось. И оказалось, что за пять лет съёмок у меня с огромным трудом и скрипом набрались фотографии на  два часа эфирного времени.
       
         И ещё я понял, как важно то, для чего ты делаешь фотографию. Как раз получилось так, что фотографии «фотографичные», композиционно правильные, были там немножко не к месту, они были слишком красивые, диссонировали с этим разбитым стеклом.  А наибольшее впечатление произвёл всякий шлак, - то, что даже стыдно показать друзьям, какие-то мутные, размытые фотографии, которые просто случайно не удалил с карточки. И я понял, что в данном случае нужны не академические, а такие пластичные фотографии, которые можно трактовать. И это был очень большой урок, что нужно всегда думать – как ты будешь фотографию презентовать.


          Не так, что - вот я сделал фотографию, а дальше – как хотите.  Важен даже размер кадра в пикселях и в каком сообществе, на каком фоне ты его показываешь.  Вроде бы мелочь, но это очень важно. Как будет воспроизводиться изображение – это играет роль. 

          В итоге «Лолита» получилась, и мне не стыдно за результат. Я рад, что это состоялось. Там можно много чего критиковать, ругать, но важно, что это состоялось.  Мы это сделали, сделали очень выразительный продукт, и меня это очень прёт. Никто не ушёл с премьеры, народ там чуть ли не рыдал. 


            - Ты сейчас прилагаешь какие-то усилия, чтобы себя пиарить?  И как именно?  

       - Да. Блин, ну банально – всякие сообщества. Можно просто свои карточки показывать, и если кому-то понравились твои карточки, он заглянет к тебе в ЖЖ... Никаких новых и гениальных способов я не изобрёл.  Много фотосообществ тематических, но там очень сложно наудить рыбу какую-то, потому что там, кроме фотографов, никого и нет. Они там вешают своё портфолио, «снимаю свадьбы-похороны», и всё такое… Кстати, очень хочу похороны поснимать.  Хотя – кому сейчас это надо? Кроме может быть, совсем эстетов…


       - У тебя много снимков, которыми ты гордишься на все сто?  

       - Допустим, у меня есть такой пост – «40», отбирал для выставки, которая так и не состоялась. Вот там – да, пожалуй, есть 40 работ, за которых мне не стыдно.  Но я открыт критике, я прекрасно понимаю, что любую мою фотографию можно раскритиковать, мол - всё это уже было, это банально… Но это вопрос критериев оценки. Например, тот же «сущностный портрет» - я понимаю, что миллион раз наверно уже такая идея снималась. Кто-то мне написал, что это бессюжетно. Ну да, это бессюжетно, но мне это интересно, я понимаю, что я с этими людьми этого не делал точно. 

        И тут опять возникает вопрос уникальности и банальности. По большому счёту – всё банально, вообще мы все – плагиаторы.  Искусствоведы могут об этом спорить, какие-то люди могут говорить о том, новое это или не новое, меня этот вопрос на самом деле не очень интересует.  Для меня вопрос – интересно ли мне, прёт ли меня.  И тут я точно могу сказать: да, есть серии фотографий, которыми я доволен, которые мне нравятся, и может быть, сейчас я уже так не буду снимать, но это было, это было сделано честно, здорово и классно и оно есть, оно – будет, оно останется.  Опять-таки – для меня, в моей памяти.  А дальше что с ними будет – меня не очень волнует, у меня нет цели оставить след, покорить потомков, это всё абсурдно немножко…  Поэтому мне всегда было важнее не то, что там было в прошлом, а то, что сейчас. Чтобы что-то старое оценивать – у меня на это времени нет, ей богу.  У меня и так за два года съёмки не разобраны...


          -  А что тобой двигает, когда разбираешь старые съёмки?  

     - Бывает ностальгия просто. Включаешь музыку, и на три-четыре часа погружаешься в эти фотки и сидишь, смотришь, потом пост сделаешь хороший…


     
-  Есть самый глупый журналистский вопрос, который звучит так: «Что вы хотели выразить своим творчеством?»  Я спрошу не так: Ты когда-нибудь думал, хотя бы приблизительно, на уровне ощущений, что же именно ты хочешь выразить? 

         - Ну тут любой ответ будет очень банальным. Что-то вроде «Я хочу показать, как я вижу» или «Этот мир интересен».  


         -  Нет-нет.  Думал ли ты когда-нибудь о том, что ты хочешь выразить, что ты хочешь показать людям? Пытался ли ты это как-то для себя определить?  

        -  Я такой цели не ставил никогда. Может быть, это и неправильно, может, непрофессионально даже, - но нет такой цели – как бывает, например,  у проектных фотографов: «Я хочу показать отношения людей, расовые конфликты…».  Проектники и документалисты этому очень подвержены, это круто, я это очень уважаю. И я постепенно думаю об этом,  но в целом - нет…  Бывает, пост-фактум понимаю, что у меня всё об одной теме – например – одиночество.  Для меня это очень большая тема – что человек один, он смертен, он живёт один, оторванный от других… И это всё время сквозит в моих фотографиях – неважно, постановка это или как бы объективная реальность, всё равно выбор момента, когда нажать на спуск или выбор фотографии это показывает.

       А осознанно ставить себе цель что-то выразить – в этом, на мой взгляд есть некая идеалогичность – «Я хочу показать вам то-то и то-то» - меня такой подход несколько смущает. Хотя наверно в этом нет ничего плохого. Либо это не моё, либо я до этого ещё не дорос.  


-    Но хотя бы для себя ты определяешь некий вектор того послания, которое ты хочешь передать?  

         - Нет, общего вектора нет. У меня такое эгоистически-интровертное понимание всего этого, нет цели что-то показать. Я показываю в ЖЖ, потому что там есть мои друзья и из каких-то тщеславных побуждений. Но у меня нет цели кого-то просветить. Когда я сейчас снимаю людей, я снимаю их для того, чтобы с ними познакомиться. Это повод выцепить человека на три часа, чтобы он никуда не спешил и был с тобой – без всяких там детей, внуков, без всего этого барахла, мыслей, телефонов… И глядеть через объектив ему в глаза – это чуть ли не единственный способ с человеком близко познакомиться, реально увидеть человека. 

И мне абсолютно по фигу на самом деле - какая тут цель, что скажут другие, я допускаю, что кому-то будет безумно скучно смотреть на эти чёрно-белые фотографии посторонних людей. Но меня радует, когда мне потом говорят: «О, человека видно».

Меня радует, потому что значит, получилось передать свой интерес. Мне хочется быть наиболее адекватным передатчиком.  

На самом деле вот – это даже не мои мысли, есть такой Уваров, у него была важная мысль – чем профессионал отличается от непрофессионала. Тем, что профессионал всегда знает, чего он хочет. И главное, знает, получилось ли у него это. И я стремлюсь к тому, чтобы быть наименее искажённым. Например, я хочу передать страсть – и чтобы люди, глядя на фотографию, видели страсть, а не боль, смех, радость. Знаешь, у новичков бывает, да и у меня в юности было – выложишь фотографию, а тебе люди пишут: «Ой,а я тут совсем другое вижу».  Мне важно просто уметь показать то, что я хочу показать, всё. 

А что мне бывает интересно – это всегда разные темы. Сейчас мне люди интересны. Раньше я не любил снимать людей, снимал какие-то пустые города… Сейчас мне больше интересны люди, документалистика какая-то.  Насчёт репортажа – не знаю, мне нравится смотреть хороший репортаж, а снимать – не уверен…  потому что это часто связано с каким-то насилием, с неприятными какими-то темами… и всё это ходить-хватать объективом – как-то спорно.  Как раз тот случай, когда надо просто попробовать по-честному и понять.
 


  -   Чем ты в себе не доволен, как фотограф?  

       - Ты знаешь, непрофессионализм некоторый, тут я жалею, что меня не вымуштровали в какой-нибудь фотошколе,  хотя это могло и плохо кончиться… И просто недисциплинированность. Любой коммерческий заказ – я беру себе срок месяц и обрабатываю его на тридцать первый день…

Чётко сфокусированный постоянный интерес – это было бы круто, а меня очень колбасит по разным жанрам.  «-Вы фотограф чего? – Я фотограф всего» - это же тоже немножко нелепо.

И ещё, наверно, искренности не хватает.  Даже, я бы сказал, бесстрашия. Ну я молчу про репортаж – я вообще боюсь подойти к человеку и снять. Но даже портрет – тут такие тонкие темы. Есть у других фотографов снимки, и у меня, наверно, таких парочка есть, которые вообще пробивают – вот живой человек, он прямо на тебя смотрит без всякого монитора, экрана, абсолютно живой. А я даже этого боюсь немножко. Я могу человека попросить заплакать – а когда он заплачет, я сам же этого и испугаюсь. Человек, может, и не заметил, но я сам понимаю, что я напрягся, это уже плохо. Но я над этим сейчас работаю.

         В этом есть такая показушная открытость – не в смысле, что она фальшивая… Ну вот я весь такой открытый-открытый, а в самый важный и тонкий момент какую-то границу не решаюсь преодолеть.  Нужно в самый тонкий момент сфотографировать либо что-то сделать, а я… соскальзываю.  И это меня немножко огорчает, такая недочуткость какая-то. Но это тоже сейчас меняется в лучшую сторону, по многим причинам. И тут я тоже на самом деле не парюсь на эту тему– надо никуда не спешить, слава богу, времени ещё достаточно, я это осознаю, я над этим работаю, я просто приобретаю опыт. Снимаю, снимаю, снимаю. Если вы снимете сто тысяч фотографий, уж худо-бедно какими-то фотографами вы станете по любому, я в этом абсолютно убеждён. Потому что когда люди снимают по пять фотографий и говорят: «Ой, не получилось» - ну да, извините, ни у кого не получится.

         Мне очень хочется найти неудачные работы Картье-Брессона. А то думаешь «Вот гуру – они гуру». А вот взять бы всю ленту негативов, отсканировать – это было бы так терапевтично для народа! Чтобы все увидели: блин, у него были смазы, у него были засвеченные плёнки. Чтобы люди не думали, что он вот так шёл: «Так…щёлк! Ага…щёлк!  Так…щёлк! – и всё, выставка, каталог готов, ура».

 
      -  Что ты хочешь, чтобы с тобой случилось в ближайшем будущем?    

         - Первое, что я хочу – это влюбиться. Так, чтобы с отрывом башки вообще, опасно так чтобы. А если рационально – хочу большой проект, типа «Лолиты». И это могут быть даже взаимосвязанные вещи. Потому что привычно снимать какую-то лабуду вроде конференций -  после «Лолиты» уже не то. Хочется большой и сложной работы. Чего-то такого, большого, большого  и пламенного чувства – и в работе и не в работе.

 

 

Tags: интервью с фотографом
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments