Вторая часть беседы с Олегом (
О ЖЖ, методе познания человека и даже о Картье-Брессоне. )
Первая часть - inkpoint.livejournal.com/108314.html
- Ну хорошо, допустим, ты снял какую-то серию фотографий и выложил в сеть... Это повисело у тебя в журнале, тебе написали, скажем, десять, двадцать, сто комментов, а потом это уехало на вторую-третью страницу, и на этом всё. Не остаётся ли ощущения какой-то пустоты ?
- Ты прямо
предвосхитил сейчас мой вопрос о ЖЖ, я сегодня посмотрел – ты уже почти
тысячник…
- Почти!
Я не могу уже, я дни считаю! Ну давайте, ещё пять-десять человек…Я уж думал –
может попросить кого, чтобы меня попиарили.
Хочу стать тысячником. Хотя сейчас уже неактуально, вот если бы лет пять
назад… Это тоже на самом деле такой
тупизм, хотя ладно – ну хочу и хочу, что такого. Маленькое желание, хотелка,
почему бы и нет.
Ну вот,
ниточки тянутся, с кем-то знакомишься, вот ты сейчас приехал. И какое тут нафиг
чувство пустоты, когда всё время что-то происходит.
Я не сильно задумываюсь о том, что картинки вниз укатываются, зато есть
первая страница, на которой новые работы и новые комментарии. Хотя я всегда
понимаю, что с определённых космических позиций – всё суета сует, из праха
вышли и в прах уйдём – это я всё понимаю и держу всегда на заднем плане, и это
меня очень успокаивает в какие-то моменты.
Но при
этом мне нравится эта суета сует, лето, мои 24 года, всё такое трогательное,
ура-ура-ура.
А ЖЖ – ну, я стараюсь, чтобы это был живой человеческий журнал и при этом - чтобы его могли смотреть заказчики. Но вообще-то я решил, что буду туда писать вообще всё что хочу, пусть туда придут именно мои заказчики, а если человек там какого-то слова или какой-то картинки испугается, - значит, нафиг мне такой клиент нужен. Хотя какие-то посты всё-таки прячу под замок.
Да, потенциальным клиентам даю ссылку на ЖЖ. Там есть эти два верхних поста – мои любимые фотографии и коммерческие фотографии. И там уже можно что-то понять.
Клиенты
же тоже люди, клиент – это не дядька за стеклом, это живой человек. Хотя слово «клиент» мне не
нравится, слово немножко фальшивое…
-
Расскажи про
«Лолиту»
- Это была
работа для театра оперы и балета в Чебоксарах – балет «Лолита», два акта по
пятьдесят минут, на заднем плане висит задник с изображением разбитого
автомобильного стекла, и во время действия на нём должны были появляться
фотографии. Мы примерно прописали
образы, которые нужны…. И вот представь:
на два часа нужно набрать образов. И мы
не хотели буквально иллюстрировать то, что происходит на сцене, нужны были
какие-то сюрные, непонятные вещи. У меня
с фантазией не очень хорошо – то есть я умею видеть то, что уже есть, а вот
что-то придумать, допустим, специально снимать какой-то символизм воды-воздуха-огня
– я такое не умею абсолютно. Я-то думал: вот, театр, у меня будет где-то год на творческие муки… Художнику же
нужно время, я буду думать, снимать, в летнюю погоду, в зимнюю…(смеётся). А
было две недели до премьеры, даже меньше. А приехал в Чебоксары – и мне
сказали: «Не, ни фига, у тебя два дня на всё это». И мы просто сели в каморке главного художника
Чебоксарского театра и начали отбирать фотки. За ночь нужно было перелопатить
все мои архивы за пять лет. И вот всё,
что могло подойти из каких-то съёмок – личных, не личных, коммерческих,
некоммерческих, я всё туда кидал – в отдельную папочку «Лолита», где-то 500
снимков набралось. И оказалось, что за пять лет съёмок у меня с огромным трудом
и скрипом набрались фотографии на два
часа эфирного времени.
И ещё я понял, как важно то, для чего
ты делаешь фотографию. Как раз получилось так, что фотографии «фотографичные»,
композиционно правильные, были там немножко не к месту, они были слишком
красивые, диссонировали с этим разбитым стеклом. А наибольшее впечатление произвёл всякий шлак,
- то, что даже стыдно показать друзьям, какие-то мутные, размытые фотографии,
которые просто случайно не удалил с карточки. И я понял, что в данном случае
нужны не академические, а такие пластичные фотографии, которые можно
трактовать. И это был очень большой урок, что нужно всегда думать – как ты
будешь фотографию презентовать.
Не так, что - вот я сделал фотографию, а дальше –
как хотите. Важен даже размер кадра в
пикселях и в каком сообществе, на каком фоне ты его показываешь. Вроде бы мелочь, но это очень важно. Как
будет воспроизводиться изображение – это играет роль.
В итоге «Лолита»
получилась, и мне не стыдно за результат. Я рад, что это состоялось. Там можно
много чего критиковать, ругать, но важно, что это состоялось. Мы это сделали, сделали очень выразительный
продукт, и меня это очень прёт. Никто не ушёл с премьеры, народ там чуть ли не
рыдал.
- Ты сейчас
прилагаешь какие-то усилия, чтобы себя пиарить?
И как именно?
- Да. Блин, ну банально –
всякие сообщества. Можно просто свои карточки показывать, и если кому-то
понравились твои карточки, он заглянет к тебе в ЖЖ... Никаких новых и
гениальных способов я не изобрёл. Много
фотосообществ тематических, но там очень сложно наудить рыбу какую-то, потому
что там, кроме фотографов, никого и нет. Они там вешают своё портфолио, «снимаю
свадьбы-похороны», и всё такое… Кстати, очень хочу похороны поснимать. Хотя – кому сейчас это надо? Кроме может
быть, совсем эстетов…
- У тебя много
снимков, которыми ты гордишься на все сто?
- Допустим, у меня есть такой пост – «40», отбирал для выставки, которая так и не состоялась. Вот там – да, пожалуй, есть 40 работ, за которых мне не стыдно. Но я открыт критике, я прекрасно понимаю, что любую мою фотографию можно раскритиковать, мол - всё это уже было, это банально… Но это вопрос критериев оценки. Например, тот же «сущностный портрет» - я понимаю, что миллион раз наверно уже такая идея снималась. Кто-то мне написал, что это бессюжетно. Ну да, это бессюжетно, но мне это интересно, я понимаю, что я с этими людьми этого не делал точно.
И тут опять возникает
вопрос уникальности и банальности. По большому счёту – всё банально, вообще мы
все – плагиаторы. Искусствоведы могут об
этом спорить, какие-то люди могут говорить о том, новое это или не новое, меня
этот вопрос на самом деле не очень интересует.
Для меня вопрос – интересно ли мне, прёт ли меня. И тут я точно могу сказать: да, есть серии
фотографий, которыми я доволен, которые мне нравятся, и может быть, сейчас я
уже так не буду снимать, но это было, это было сделано честно, здорово и
классно и оно есть, оно – будет, оно останется.
Опять-таки – для меня, в моей памяти.
А дальше что с ними будет – меня не очень волнует, у меня нет цели оставить
след, покорить потомков, это всё абсурдно немножко… Поэтому мне всегда было важнее не то, что там
было в прошлом, а то, что сейчас. Чтобы что-то старое оценивать – у меня на это
времени нет, ей богу. У меня и так за
два года съёмки не разобраны...
- А что тобой
двигает, когда разбираешь старые съёмки?
- Бывает ностальгия
просто. Включаешь музыку, и на три-четыре часа погружаешься в эти фотки и
сидишь, смотришь, потом пост сделаешь хороший…
- Есть самый
глупый журналистский вопрос, который звучит так: «Что вы хотели выразить своим
творчеством?» Я спрошу не так: Ты
когда-нибудь думал, хотя бы приблизительно, на уровне ощущений, что же именно
ты хочешь выразить?
- Ну тут любой ответ будет очень
банальным. Что-то вроде «Я хочу показать, как я вижу» или «Этот мир интересен».
- Нет-нет. Думал ли ты когда-нибудь о том, что ты хочешь
выразить, что ты хочешь показать людям? Пытался ли ты это как-то для себя
определить?
- Я такой цели не ставил никогда. Может быть, это и неправильно, может, непрофессионально даже, - но нет такой цели – как бывает, например, у проектных фотографов: «Я хочу показать отношения людей, расовые конфликты…». Проектники и документалисты этому очень подвержены, это круто, я это очень уважаю. И я постепенно думаю об этом, но в целом - нет… Бывает, пост-фактум понимаю, что у меня всё об одной теме – например – одиночество. Для меня это очень большая тема – что человек один, он смертен, он живёт один, оторванный от других… И это всё время сквозит в моих фотографиях – неважно, постановка это или как бы объективная реальность, всё равно выбор момента, когда нажать на спуск или выбор фотографии это показывает.
А осознанно ставить себе
цель что-то выразить – в этом, на мой взгляд есть некая идеалогичность – «Я
хочу показать вам то-то и то-то» - меня такой подход несколько смущает. Хотя
наверно в этом нет ничего плохого. Либо это не моё, либо я до этого ещё не
дорос.
-
Но хотя бы
для себя ты определяешь некий вектор того послания, которое ты хочешь передать?
- Нет, общего вектора нет. У меня такое эгоистически-интровертное понимание всего этого, нет цели что-то показать. Я показываю в ЖЖ, потому что там есть мои друзья и из каких-то тщеславных побуждений. Но у меня нет цели кого-то просветить. Когда я сейчас снимаю людей, я снимаю их для того, чтобы с ними познакомиться. Это повод выцепить человека на три часа, чтобы он никуда не спешил и был с тобой – без всяких там детей, внуков, без всего этого барахла, мыслей, телефонов… И глядеть через объектив ему в глаза – это чуть ли не единственный способ с человеком близко познакомиться, реально увидеть человека.
И мне абсолютно по фигу на самом деле - какая тут цель, что скажут другие, я допускаю, что кому-то будет безумно скучно смотреть на эти чёрно-белые фотографии посторонних людей. Но меня радует, когда мне потом говорят: «О, человека видно».
Меня радует, потому что
значит, получилось передать свой интерес. Мне хочется быть наиболее адекватным
передатчиком.
На самом деле вот – это даже не мои мысли, есть такой Уваров, у него была важная мысль – чем профессионал отличается от непрофессионала. Тем, что профессионал всегда знает, чего он хочет. И главное, знает, получилось ли у него это. И я стремлюсь к тому, чтобы быть наименее искажённым. Например, я хочу передать страсть – и чтобы люди, глядя на фотографию, видели страсть, а не боль, смех, радость. Знаешь, у новичков бывает, да и у меня в юности было – выложишь фотографию, а тебе люди пишут: «Ой,а я тут совсем другое вижу». Мне важно просто уметь показать то, что я хочу показать, всё.
А что мне бывает
интересно – это всегда разные темы. Сейчас мне люди интересны. Раньше я не
любил снимать людей, снимал какие-то пустые города… Сейчас мне больше интересны
люди, документалистика какая-то. Насчёт
репортажа – не знаю, мне нравится смотреть хороший репортаж, а снимать – не
уверен… потому что это часто связано с
каким-то насилием, с неприятными какими-то темами… и всё это ходить-хватать
объективом – как-то спорно. Как раз тот
случай, когда надо просто попробовать по-честному и понять.
-
Чем ты в себе
не доволен, как фотограф?
- Ты знаешь, непрофессионализм некоторый, тут я жалею, что меня не вымуштровали в какой-нибудь фотошколе, хотя это могло и плохо кончиться… И просто недисциплинированность. Любой коммерческий заказ – я беру себе срок месяц и обрабатываю его на тридцать первый день…
Чётко сфокусированный постоянный интерес – это было бы круто, а меня очень колбасит по разным жанрам. «-Вы фотограф чего? – Я фотограф всего» - это же тоже немножко нелепо.
И ещё, наверно, искренности не хватает. Даже, я бы сказал, бесстрашия. Ну я молчу про репортаж – я вообще боюсь подойти к человеку и снять. Но даже портрет – тут такие тонкие темы. Есть у других фотографов снимки, и у меня, наверно, таких парочка есть, которые вообще пробивают – вот живой человек, он прямо на тебя смотрит без всякого монитора, экрана, абсолютно живой. А я даже этого боюсь немножко. Я могу человека попросить заплакать – а когда он заплачет, я сам же этого и испугаюсь. Человек, может, и не заметил, но я сам понимаю, что я напрягся, это уже плохо. Но я над этим сейчас работаю.
В этом есть такая показушная открытость – не в смысле, что она фальшивая… Ну вот я весь такой открытый-открытый, а в самый важный и тонкий момент какую-то границу не решаюсь преодолеть. Нужно в самый тонкий момент сфотографировать либо что-то сделать, а я… соскальзываю. И это меня немножко огорчает, такая недочуткость какая-то. Но это тоже сейчас меняется в лучшую сторону, по многим причинам. И тут я тоже на самом деле не парюсь на эту тему– надо никуда не спешить, слава богу, времени ещё достаточно, я это осознаю, я над этим работаю, я просто приобретаю опыт. Снимаю, снимаю, снимаю. Если вы снимете сто тысяч фотографий, уж худо-бедно какими-то фотографами вы станете по любому, я в этом абсолютно убеждён. Потому что когда люди снимают по пять фотографий и говорят: «Ой, не получилось» - ну да, извините, ни у кого не получится.
Мне очень хочется найти неудачные работы Картье-Брессона. А то думаешь «Вот гуру – они гуру». А вот взять бы всю ленту негативов, отсканировать – это было бы так терапевтично для народа! Чтобы все увидели: блин, у него были смазы, у него были засвеченные плёнки. Чтобы люди не думали, что он вот так шёл: «Так…щёлк! Ага…щёлк! Так…щёлк! – и всё, выставка, каталог готов, ура».
-
Что ты
хочешь, чтобы с тобой случилось в ближайшем будущем?
- Первое, что я хочу – это влюбиться. Так, чтобы с отрывом башки вообще, опасно так чтобы. А если рационально – хочу большой проект, типа «Лолиты». И это могут быть даже взаимосвязанные вещи. Потому что привычно снимать какую-то лабуду вроде конференций - после «Лолиты» уже не то. Хочется большой и сложной работы. Чего-то такого, большого, большого и пламенного чувства – и в работе и не в работе.