Написано на основе личного опыта и двух сезонов работы в детском лагере. Хоть я и не считаю себя детским фотографом )).
***************
Фотографы часто снимают детей, как неких трогательных, безгрешных и беззаботных ангелочков. Да так и родителям больше нравится.
Но дети - всё же не ангелы, это маленькие люди, и ничто человеческое им не чуждо. Дети часто могут быть жестоки, могут виртуозно обманывать, дети - вообще большие эгоисты. Вспомните своё детство - разве вы были идеальным ребёнком? И разве было ваше детство совсем безоблачным? У каждого были детские и подростковые страхи, комплексы, переживания, – и, кроме солнечного босоногого детства – это был мир интенсивных переживаний. Совершенно разных, но абсолютно человеческих переживаний. Не ангельских.
Поэтому есть и противоположная крайность детской фотографии - всячески акцентировать "взрослость" в ребёнке. Намеренно показать, что этот ребёнок не так уж невинен и даже порочен, что он уже многое про эту жизнь знает и вобщем-то, не ребёнок уже вовсе.
Получается, что в обоих случаях фотограф снимает не ребёнка, а некий интересующий его образ. Когда фотограф представляет ребёнка ангелочком – он так же навязывает зрителю своё видение, как и тогда, когда пытается показать в ребёнке «взрослость». Мы постоянно навязываем детям какие-то наши, взрослые смыслы. Давайте уважать детей и стараться снимать их такими, какие они есть, а не такими, какими мы хотели бы их видеть.
P.S. А семинар по портретной фотографии 19-го века будет уже в понедельник. Подробности - www.2white.ru/education/master-classes/h
1) 1) Не заставляйте ребёнка делать то, чего он не хочет. Не навязывайте. Все эти «встань тут», «возьми в руки игрушку», «ну-ка давай, будь умницей», «возьми Мишку за лапу» ни к чему не приведут, кроме зажатости и обычной формальной фотографии. Если хотите что-то изменить – делайте это в форме игры или в форме сотрудничества, по принципу: «А давай, чтобы у нас получился снимок, ты сядешь вот сюда… и т. д. Но эффективнее всего – предоставить ребёнку свободу делать то, что ему интересно, и, когда он увлечён чем-то – снимать.
2) 2) Не стоит сразу бросаться на ребёнка с фотоаппаратом. Да, есть экстравертные дети, которые с радостью будут вам улыбаться, строить рожицы и прыгать вокруг вас с просьбами «сними меня ещё!». Но такое будет происходить далеко не всегда и не сразу. Основа детской фотографии – это доверие. Вы должны попасть в зону доверия ребёнка. И пока вы не в зоне доверия – снимать начинать нельзя. Иногда это минутное дело, иногда придётся потратить какие-то усилия. И тут важно не дать ребёнку понять, что эта фотография очень вам нужна, что вы очень хотите его снять (хотя есть, конечно, и исключения). Ребёнок поймёт, что он в этой ситуации главный, и будет от вас бегать и отворачиваться весь день. Один из лучших способов попасть в зону доверия – это вообще первое время притвориться равнодушным. Пусть у ребёнка проснётся к вам любопытство. Можно сознательно это любопытство подогревать – какой-то вещью, каким-то своим поведением, можно даже достать фотоаппарат и старательно снимать что-то совсем другое – птичек на небе или родителей ребёнка (мотив ревности, кстати, тоже хорошо работает – папу с мамой снимают, а меня нет? Я тоже хочу!).
3) 3) Многие дети любят «выделываться». Мальчики будут перед камерой изображать какие-то трюки Тарзана и позы супергероев, девочки как-то модельно вертеться (бывает, такие кнопки, а уже старательно копируют подсмотренное по телевизору). На этом можно сыграть, но если вы хотите портрет ребёнка без притворства – опять-таки, притворитесь равнодушным. Пусть ребёнок вам доверяет, но пусть вы для него на какое-то время станете «скучным взрослым» и он забудет про ваше присутствие. И вот тогда берите телевик. ))
4) 4) Общий принцип репортажной съёмки людей, общий принцип ловли эмоций – съёмка людей, которые увлечены чем-то другим, но не вашей камерой. На любом концерте, представлении всё самое интересное происходит не на сцене, а среди зрителей. Хотите хорошие фотографии ребёнка – ведите его в зоопарк. Или дайте ему увлечься игрой с другими детьми, каким-то зрелищем, и только тогда – снимайте.
5) 5) Дети существуют в пространстве, которое примерно на метр ближе к земле, чем наш привычный мир взрослых людей. И при съёмке «свысока», с привычной точки зрения взрослого, получаются, как правило, кадры стороннего взрослого наблюдателя. Поэтому ныряйте вниз, в детский мир – садитесь, ложитесь на пол, снимайте с нижних точек – и ваши снимки будут более естественным и достоверным репортажем из детского мира.
6) 6) В то же время можно намеренно использовать вертикальную плоскость – любой ребёнок с удовольствием залезет на дерево, на детскую горку, на что угодно. Можно и самому куда-то забраться – и одновременно этим привлечь внимание ребёнка – интересно ведь смотреть, как взрослый дядя/тётя куда-то там карабкается и оттуда смотрит на тебя фотоаппаратом. Вообще съёмочный процесс можно сделать частью игры, и тогда ребёнок точно забудет про фотоаппарат.
7) 7) Если уж вы снимаете ребёнка постановочно – помните, что маленькие дети – максималисты с точки зрения выполнения инструкций. У них нет понятия «чуть-чуть» и «немного». Если вы, например, попросите ребёнка чуть-чуть повернуть голову налево, практически всегда ребёнок повернёт голову совсем налево. Не чуть-чуть, а насколько возможно. «Чуть выше голову» - и ребёнок задирает голову совсем к небесам, и так далее. Поэтому лучше 1) показывать руками, куда смотреть или повернуться 2) поставить ребёнка самому – часто это бывает быстрее и эффективнее. Но надо учитывать, что некоторые родители могут негативно отнестись к тому, что их ребёнка так бесцеремонно трогает другой взрослый человек )).
8) 8) Дети, как бы им не нравился процесс съёмки, быстро устают и быстро хотят переключиться на что-нибудь другое. Поэтому помните – у вас есть примерно полчаса, а иногда и того меньше. )
9) 9) Трудные дети, подростки, проблемная внешность. Сложно, но можно. Если ребёнок вообще отворачивается от фотоаппарата – значит, действительно не стоит настаивать на съёмке здесь и сейчас. Лучше просто пообщаться с ребёнком, отложив камеру в сторону, вызвать доверие. Дайте ему почувствовать, что он интересен вам, как личность, что вы не воспринимаете его как «гадкого утёнка» или аутсайдера. Но помните, что дети очень чутко чувствуют любую фальшь – поэтому постарайтесь, чтобы ваш интерес был действительно искренним. Вообще без искреннего интереса лучше детей не снимать.