inkpoint (inkpoint) wrote,
inkpoint
inkpoint

Categories:
  • Music:

Эффект Даннинга-Крюгера, гопник Петя и спасительный самообман.

     Собственно, эффект Даннинга-Крюгера – это не закон. Это тенденция, но весьма любопытная. 

       Изначально университетские преподаватели Даннинг и Крюгер тестировали уровень самооценки своих студентов применительно к разным личным качествам и практическим навыкам.  Самооценка тестировалась относительно чувства юмора, способности решать логические задачи,  грамотного правописания, вождения автомобиля, игры в теннис  и т.д.   И оказалось, что в целом люди с низким уровнем умений склонны оценивать свои способности весьма завышенно.  Скажем, человек с неразвитым чувством юмора считает себя заправским остряком, а человек, который и ракетку-то правильно держать не умеет, считает себя неплохим теннисистом, и так далее. 

И наоборот:  люди, которые действительно что-то умеют и знают, склонны недооценивать и принижать свои способности.  

     Также Даннинг и Крюгер ссылаются на Чарльза Дарвина, который говорил, что «Невежество гораздо чаще бывает самоуверенней знания» и Бертрана Расселла («Всё ясно и однозначно только для глупцов, уверенных в своей правоте, а люди с более развитым воображением и пониманием вещей наполнены сомнениями и нерешительностью») 

Вот изначальные формулировки Даннинга – Крюгера: 

 Некомпетентные люди:  

1)      1) Склонны переоценивать собственные способности.
2) Не в состоянии осознать высокие способности действительно компетентных людей.
3) Не могут адекватно осознать уровень своего некомпетентности.
4) При интенсивном обучении смогут осознать уровень своей прежней некомпетентности.  

Но и сами Даннинг с Крюгером, и другие исследователи проецируют эти законы гораздо шире, на разные области человеческого бытия.  Грубо говоря – может ли человек адекватно оценить степень собственного невежества?  И ответ будет -  нет, как правило, нет. 

     В психиатрии есть термин «аносогносия», который применяется по отношению к больному, который не осознаёт, что он болен. И это не только тот случай, когда псих говорит «я нормальный», иногда человек продолжает считать себя полностью здоровым, даже когда он наполовину парализован или слеп.   

Защитная реакция, спасительная соломинка нашего сознания. Нам сложно считать себя невежами и дураками, и для комфортного существования нам всем нужен какой-то фундамент, уютный и привычный базис нашего существования.  Поэтому, когда мы сталкиваемся с чем-то, что мы пока (или в силу наших ограниченных способностей) понять не можем, наш мозг выставляет спасительную блокировку. Мы просто предпочитаем это не замечать, как будто этого и не существует вовсе.

Например, живёт простой деревенский парень Петя, и у Пети есть радиоприёмник. А по радио вдруг передают… ну, например, Бетховена. Петя, возможно, каким-то краем сознания помнит, что Бетховен – это великий композитор. Но Петя, выражаясь языком Даннинга-Крюгера, в такой музыке некомпетентен. Нет никаких маячков, зацепок, никакого опыта, который бы Пете позволил бы понять, почему Бетховен – великий.  И максимум, что Петя подумает – «тут шняга какая-то мутная», и настроит приёмник на другую волну.
Или скажем, будет вдруг Петя волей судьбы  ехать в одном купе с академиками. И согласно второму пункту Даннинга-Крюгера, он никаких таких сравнительных выводов не сделает. Даже не поймёт, какая между ним и академиками разница. Просто подумает «Учёные, фигли. Видали мы таких – бутылку толком открыть не могут».
 

И не только Петя.  Этот самый Даннинг говорит, что у каждого человека, будь он хоть тибетским мудрецом, есть некая «зона понимания», и всё, что находится за пределами этой области, для человека как бы вообще не существует. Есть масса вещей и явлений, мимо которых каждый из нас проходит мимо, как Петя мимо Бетховена. Все мы в некотором смысле - Пети.

А уж если мы напрямую сталкиваемся с чем-то, что не совпадает с нашими привычными представлениями, то тут включаются защитные механизмы. Мы легко соглашаемся со всем, что дополняет или согласуется с нашей картиной мира, но если что-то непонятно, если что-то не вписывается в нашу «систему координат» - значит, надо это непонятное либо как-то заклеймить, либо сделать вид, что этого непонятного вообще не существует. Переключить радио на более привычную волну.  

Ну, и как крайний случай в этой общей тенденции – просто отрицание какой-либо неприятной, неудобной для нас правды.  Защитная слепота. Например, когда всем вокруг уже понятно, что человек спился, его уволили с работы, но сам он считает себя вполне «в норме», и совершенно искренне считает своих бывших начальников сволочами.  Или когда судят серийного убийцу и насильника, а его мать в зале суда говорит: «Ну что вы, мой Лёшенька мухи не обидит, он и в школе смирным мальчиком был, тут какая-то ошибка».    

Но все эти формы самообмана – в каком-то смысле наше спасение. Режиссёр и публицист Эррол Моррис (Errol Morris) приводит такую хорошую притчу:  
«И вот, когда Бог уже изгонял Адама и Еву из рая, он всё же решил смягчить их участь. Он посмотрел на них и сказал: «Да, в этом мире полно ужасных вещей. Но я вам дарую самообман, так что многого вы даже не заметите».  
 

P.S.   В двух словах объясню, почему мне всё это интересно.  Во-первых, потому что я до сих пор не понимаю, почему у нас в каждой маршрутке играет радио «Шансон». ))  И почему, при кажущемся богатстве выбора, при наличии интернета и свободного доступа ко всем достижениям мировой культуры, люди продолжают слушать, смотреть и считать нормальной всякую хрень. )  

Во-вторых , в полном соответствии с Даннингом и Крюгером, я же не могу осознать степень своего собственного невежества. Но смутно догадываюсь, что во многих отношениях я – настоящий Петя. И в отношении Бетховена – тоже ).

То есть, если всё это представить в виде пирамиды или лестницы, где я так свысока  поглядываю на слушателей радио «Шансон», то логично предположить, что там, наверху, есть некто, кто так же свысока поглядывает на меня и на важные мне вещи.   

Да не обидятся на меня обладатели имени Пётр. )) 

 P.P.S.   Собственно, весь текст выше – наполовину вольный пересказ размышлений Эррола Морриса, полную версию можно почитать по ссылкам здесь:   opinionator.blogs.nytimes.com/2010/06/24/the-anosognosics-dilemma-somethings-wrong-but-youll-never-know-what-it-is-part-5/
Там он приходит вообще к космическим выводам – в том смысле, что человеку и человечеству в целом дана способность восприятия, но наши способности познания ограничены, и в мире есть нечто непознаваемое, что мы просто осознать не можем… Вообще очень интересный дядька.
 

И, как крайний пример эффекта Даннинга-Крюгера, - история американской оперной певицы Флоренс Дженкинс, которая при отсутствии музыкального слуха и сомнительных вокальных данных всю жизнь считала себя абсолютной звездой.  ru.wikipedia.org/wiki/Дженкинс,_Флоренс_Фостер 

 

Tags: текст
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments