?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile InkpointФотоВыставка Previous Previous Next Next
камера хранения - Александр Савельев - ФотоХроника - — ЖЖ
inkpoint
inkpoint
камера хранения


Автопортрет Фотографа. Об авторе - за катом.      

     Недавно один мой друг спрашивал: "Саш, вот в истории есть много "мастеров" фотографии, эти имена известны. А было ли такое, что где-нибудь нашли чемодан неизвестных фотографий неизвестного фотографа, и они все - гениальные?   Представляешь, так потом и пишут: «Фото номер 126 из чемодана, найденного при ремонте гостиницы на 5-й авеню»?    На тот момент я таких историй не знал, а вот ведь - почти так оно и было.
 

      Буквально вчера в далёком Чикаго открылась выставка.  И то, что этой выставке предшествовало, и сама личность фотографа,  – это целый фотографический детектив.  Точнее, два классных фотографических детектива.

Как это нашли:

      У них в Чикаго есть такие большие камеры хранения, хранилища, в которых за умеренную плату люди хранят всякие старые вещи, которые им мешают дома. А когда хозяева за камеру хранения перестают платить, весь этот древний хлам просто идёт с молотка на аукционе. И вот, в 2007-м один молодой человек, Джон Малуф, писал статью об истории Чикаго. И для этой своей статьи он совершенно «вслепую» купил на таком аукционе коробку со старыми негативами. За 400 долларов. До этого он фотографией особо не интересовался, а тут начал вникать, сканировать, увлёкся.  Понял, что к нему в руки попало что-то стоящее, нашёл и выкупил распроданные на том же аукционе другие коробки – а в тех коробках были тысячи непроявленных (!) плёнок из того же хранилища.

     Примерно через год после покупки Джон Малуф нашёл в глубинах одного из ящиков конверт с именем Фотографа. Когда он набрал это имя в Гугле, он нашёл только короткий некролог - оказалось, что никому при жизни не известный Фотограф скончался за несколько дней до того. Затем Малуф выложил некоторые отсканированные снимки в сеть, и это вскоре стало сенсацией в сети. На форумах заговорили о вновь обретённом мастере фотографии, а Малуф стал проводником наследия Фотографа – он проявлял и сканировал плёнки из архивов. И в телеинтервью и на своём сайте Малуф говорит, что видит свою миссию в том, чтобы донести до человечества наследие Фотографа.  

     Всё бы хорошо, очень красивая история. Но есть в ней пара неувязочек: например, один из бывших друзей Джона Малуфа, собиратель ретро-фотографий, утверждает, что имя Фотографа было Малуфу прекрасно известно сразу же после покупки, когда Фотограф был стар и болен, но ещё жив. Что Малуф купил снимки совсем не случайно, и с самого начала догадывался об их ценности. Вобщем, есть сомнительные моменты в истории обретения. А вот, собственно, что нашли:  
  

 Что нашли:  

   

     Фотографическое наследие няни. Забавно звучит, правда? Вивиан Майер (Vivian Maier), эмигрантка французских корней, действительно всю жизнь работала няней, гувернанткой в семьях. И при этом в свободное время снимала – примерно 200 катушек плёнки в год. Просто ходила по Чикаго со своим среднеформатным «Роллейфлексом». Уличная фотография, 50-е и 60-е годы. Лица прохожих, жанровые сценки, зарисовки из обычной жизни города и его обитателей.  И то, что сейчас обнародовано в сети – это действительно уровень мастера. Фотографа с точным чувством момента и композиции, с умением замечать и передавать странное и прекрасное обаяние повседневности.   

     По сути дела, она снимала никому не нужный репортаж, репортаж без заказчика и зрителя. Вдвойне никому не нужный – потому что большинство своих плёнок Вивиан Майер при жизни даже не проявила, они так и лежат, в ящиках, отснятые и непроявленные.  

     Двести плёнок в год – это не хобби, это уже уровень фанатичной увлечённости. При этом те немногие люди, которые могут о ней рассказать (дети, которых она воспитывала и престарелые родители этих детей), не помнят её фотографий. Да, она была чудачка со странностями, но дети её любили. Да, она была одинока, ей никто не звонил, и она не любила рассказывать о своей жизни. Да, она ходила с камерой на шее, устроила фотолабораторию в своей комнате, но никто не видел напечатанные снимки её уличных репортажей. 

      И вот эта загадка-загвоздка не даёт мне покоя. Я с трудом, но всё же могу представить фотографа-интроверта, которому не нужен зритель. Но фотографа, который не хочет увидеть то, что он отснял, я представить не могу. А получается, что она отснятые плёнки, тысячи плёнок, просто складывала в коробки, не проявляя даже. И в этом какая-то непостижимая загадка. 

     Как возможный ключ к пониманию - ещё одна её черта: говорят, что ей было очень сложно расставаться с вещами и всю свою жизнь она обрастала номинально ненужными предметами. Каждый раз, устраиваясь на работу в новую семью, она приезжала с грудой чемоданов багажа. И в той камере хранения, кроме негативов и плёнок, было собрано огромное количество самых разных предметов, одежды, обуви, старых журналов, блокнотов, газетных вырезок. Кроме этого – ролики киноплёнки с почти бессюжетными съёмками – например, из окна поезда, и аудиокассеты с записями её разговоров с людьми, которых она снимала на улицах – иногда она записывала эти разговоры на магнитофон. О чём были эти разговоры – интернет пока умалчивает, но по всем этим деталям у меня создаётся ощущение, что отпечатки этого мира она старалась притянуть к себе всеми возможными путями, не только через фотокамеру.   

     Может быть, в фотографии ей вообще не был важен конечный отпечаток на бумаге – может быть, поймав в объектив человека или сюжет и нажав на кнопку,  она уже «присваивала» себе, получала в свою коллекцию этот отпечаток его личности, фрагмент бытия.  И это и было её настоящей «камерой хранения».  

В старости Вивиан Майер жила на пособие для престарелых и даже какое-то время была бездомной. Но дети одной из семей, которых она воспитывала ещё в 50-х годах, разыскали её, сняли ей квартиру и заботились о ней вплоть до смерти. Умерла она в январе 2009-го, в возрасте 83-х лет. А через несколько дней Джон Малуф набрал её имя в поисковике. Если, конечно, верить официальной версии Джона Малуфа.  
И,
 если мой рассказ вас увлёк, вот интересное видео об этом.       

Метки: ,
Музыка: P. Hux - Just Might Fly

28 комментариев or Оставить комментарий
Comments
bukchina From: bukchina Date: Январь, 8, 2011 07:54 (UTC) (Ссылка)
я, конечно, ни разу не фотограф, но люблю именно процесс, именно снимать, снимать на пленку. у меня не проявлено где-то 20 штук, а не 200, но факт есть факт. ))))
мне нравится именно процесс, и я не верю, что, проявив, найду хоть какой-то результат.

кстати, блокнотики, штук 30 еще с юности и теперь - тоже моя маниакальная страсть. и каждый раз, перебирая архивы, я выкидываю все, но только не их. я как раз люблю выкидывать лишнее и не лишнее. =)

я эт к тому, что каждому свои тараканы, мании и страсти.

хотя в случае с этой дамой жаль... но она ж теперь артобъект, образ, невероятная история, а не человек.

красивая история, спасибо.
inkpoint From: inkpoint Date: Январь, 8, 2011 11:40 (UTC) (Ссылка)
200 - это она в год снимала, а всего непроявленных после неё осталось несколько тысяч. ))

Ты тоже уже арт-объект. Мне кажется, боди-арт уже уместен - так и передай.
bukchina From: bukchina Date: Январь, 8, 2011 20:28 (UTC) (Ссылка)
передала. лёгкий хмык мне был ответом.

.)
ainda_nao From: ainda_nao Date: Январь, 8, 2011 10:21 (UTC) (Ссылка)
Спасибо. За историю и за имя.
У Вивиан Майер действительно глубокие снимки, но я не могу отделаться от ощущения, что очарована результатом труда фотографа пополам с его историей.

Похожие мысли у меня были, когда я прочла о Льве Гельдермане и увидела его работы. Нравятся ли они сами по себе, или я - во многом - под впечатлением от истории (хотя, конечно, история В.М. куда сильнее поражает!)

P.S. слова дочери Гельдермана: "несколько пожилых бывших коллег-фотографов спросили, где эта помойка, куда можно отнести свои работы, – может, и им повезет."
inkpoint From: inkpoint Date: Январь, 8, 2011 12:10 (UTC) (Ссылка)
А я про Гельдермана не знал. Тоже сильная история, так что взаимно спасибо. Но стиль Гельдермана - он, вобщем-то, довольно типичен для советской неофициальной фотографии.

Я на Майер смотрел сначала в отрыве от контекста, ещё не закопавшись в её историю. Смотрел и думал - фига ж себе, это ж надо, это ж правда очень сильно ! Ну понятно, что со временем уличные снимки прошлого века становятся притягательнее, но безотносительно ретро-шарма и истории, она классная.
ainda_nao From: ainda_nao Date: Январь, 8, 2011 22:14 (UTC) (Ссылка)
Согласна про Гельдермана - в любом случае он был, работал фотографом, а Майер нет. И она, конечно, потрясающая. Я буду ее понемножку смотреть.

А вот Тихий, на мой взгляд, не фотограф. То есть он, конечно, фотографировал сам с собой, и это изумительно, такие вот порывы; но результат... (Ну, так мне кажется.)
inkpoint From: inkpoint Date: Январь, 8, 2011 22:47 (UTC) (Ссылка)
Тихий, конечно, псих. И ты права - без его личности его фотографии были бы пустым местом. Но у него есть кадры, которые... ну, в общем, допустим, когда женщина на пляже смотрит в объектив, и она на другого, нормального фотографа так бы не смотрела, наверно. А на этого бородатого чудака - так. Получается, никто другой бы так эту женщину не снял ))
Ещё он ведь начинал, как художник, даже в молодости у него какие-то выставки были. Потом он стал этаким городским нищим-сумасшедшим, но художник-то в нём не умер! Он же не лежал на помойке, у него была своя навязчивая идея, своя миссия, которую он с помощью фотоаппарата выполнял. И тут о результатах можно спорить, но с точки зрения подхода - именно фотограф, самой чистой фоды фотограф. Не во имя признания или какого-то дохода.
ainda_nao From: ainda_nao Date: Январь, 9, 2011 00:20 (UTC) (Ссылка)
И все же я голосую за конечный результат. Все, чем отличается результат Тихого от результата других плохих (или вообще не-)фотографов, - взгляды женщин на карточках, испуганные/обескураженные и т.п. Мне его снимки чаще и вовсе подглядывание непристойное напоминают )) Мир глазами извращенца.

А вообще, конечно, я за "души прекрасные порывы", и хорошо, что Тихий фотографировал, а не...
inkpoint From: inkpoint Date: Январь, 9, 2011 00:23 (UTC) (Ссылка)
Ну, в целом, могу тебя понять ) Но мир глазами извращенца тоже бывает прекрасен. По себе знаю.
ainda_nao From: ainda_nao Date: Январь, 9, 2011 00:32 (UTC) (Ссылка)
Про извращенца беру свои слова обратно - иначе придется заговорить о норме, а какое уж тогда искусство. Вдобавок, если история Тихого кого-то вдохновляет (а я видела одобрительные комментарии) - значит, уже не зря!
lubov_pohuista From: lubov_pohuista Date: Январь, 8, 2011 11:35 (UTC) (Ссылка)
очень интересная женщина, спасибо за рассказ.
наткнулся ещё как-то на такого дядю: http://www.etoday.ru/2008/08/miroslav-tichy.php
inkpoint From: inkpoint Date: Январь, 8, 2011 12:17 (UTC) (Ссылка)
Да, этот Тихий Дядька тоже из настоящих )). Та же способность делать вроде бы никому не нужное творчество, годами.
without_a_body From: without_a_body Date: Январь, 8, 2011 19:39 (UTC) (Ссылка)
Спасибо за историю. Она однажды перестала снимать?
inkpoint From: inkpoint Date: Январь, 8, 2011 22:28 (UTC) (Ссылка)
В 70-х она потихоньку переключилась на цвет и на более абстрактные темы. Но тут трюк в том, что мир видит только то, что отбирает этот самый Джон Малуф - а он говорит, что 80% плёнок вообще ещё не проявлено. Так что - когда она перестала снимать и перестала ли снимать совсем - это вроде бы пока не ясно.
without_a_body From: without_a_body Date: Январь, 9, 2011 06:53 (UTC) (Ссылка)
С одной стороны молодец, конечно, этот Малуф. С другой - не нравится мне такое дозирование и известность, основанная лишь на том, что ты обладаешь чужой вещью. По-хорошему нанять энтузиастов отсканить максимально быстро и выложить в общий доступ.
inkpoint From: inkpoint Date: Январь, 9, 2011 12:22 (UTC) (Ссылка)
Ну тут как повернуть. С одной стороны, он герой и подвижник. С другой - действительно - он отбирает по своему вкусу, что публиковать. Он говорит, что показывает в среднем один кадр из десяти. Что тоже понятно - показывать всё (у неё же наверняка были неудачные и средние) - значит разрушить легенду. Команда помощников (несколько человек, меньше пяти) у него есть, но всё равно - он же главный правообладатель получается. Никаких наследников у Вивиан нет - вот от этого и исходит подозрение некоторых людей, что он просто ждал, когда она умрёт.
mary_go_r0und From: mary_go_r0und Date: Январь, 9, 2011 08:01 (UTC) (Ссылка)
Саша, спасибо за отличный рассказ об удивительном!
если бы ты сделал такую кнопку, чтобы можно было перепостить у себя, было бы здорово!
inkpoint From: inkpoint Date: Январь, 9, 2011 12:34 (UTC) (Ссылка)
Это какая-то странная кнопка ) Не совсем понимаю её смысл, правда.
mary_go_r0und From: mary_go_r0und Date: Январь, 10, 2011 00:03 (UTC) (Ссылка)
Ну смотри: мне нравится твой рассказ и мне хочется поделиться им с друзьями, для этого приходится скидывать ссылку или рассказывать вживую, как им этот пост прочитать)а так они сразу смогут прочитать его в моём жж(в своей френдленте).
читая moscowlondon, оценила эту идею.

inkpoint From: inkpoint Date: Январь, 10, 2011 00:18 (UTC) (Ссылка)
Не знаю. Мне кажется, это такая навязчивая и очень самоуверенная кнопка - мол, давай, распространяй меня ! Это может быть нужно, когда "нужно привлечь внимание блогсферы" к какой-нибудь проблеме, несправедливости, или когда просьба о помощи. А если так уж хочется поделиться с друзьями, то можно просто ссылку прописать у себя - это как-то элегантнее смотрится, чем целый пост из чужого журнала )) . Но я тебя не призываю прям вот сейчас ссылки развешивать ))). Тут такая история, что можно как раз пересказывать друзьям вживую ).
mary_go_r0und From: mary_go_r0und Date: Январь, 10, 2011 21:24 (UTC) (Ссылка)
ты всё верно говоришь, мне нравится с тобой соглашаться :)
а рассказывать буду, спасибо за историю ещё раз :)
itatvas From: itatvas Date: Январь, 9, 2011 10:09 (UTC) (Ссылка)
Ты знаешь, я ее отчасти понимаю :)
Фотографируя, фиксируешь и запоминаешь кадры, вбираешь в себя впечатления более полно - фактически присваиваешь их. А глядя потом, что получилось, часто испытываешь разочарование - редко удается получить снимок хотя бы отчасти соответствующим увиденному. Может, поэтому она и не проявляла, чтобы не разочаровываться и сохранять живые впечатления ;)
inkpoint From: inkpoint Date: Январь, 9, 2011 12:38 (UTC) (Ссылка)
Но она же строила композицию, ловила точный момент... Это видно по кадрам, они не случайные, а очень осознанные. Так снимают именно для конечного результата. Поэтому не знаю, ни одна из версий мне не кажется убедительной.
Как ещё одна неубедительная версия, которая мне пришла в голову - это то, что она всю жизнь училась, тренировалась... Но это тоже очень странно.
itatvas From: itatvas Date: Январь, 9, 2011 12:48 (UTC) (Ссылка)
Сань, не понимаю, что тебя смущает - почему запоминание не может быть выстроенным композиционно и осознанным?
А еще я подумала, может, у нее просто не было времени и денег, чтобы все это проявлять и печатать? И ловля новых впечатлений и сюжетов отодвигали желание проявить предыдущие?
inkpoint From: inkpoint Date: Январь, 9, 2011 12:53 (UTC) (Ссылка)
Ну фиг знает. Я вот тоже многие свои неснятые кадры (когда я тут осенью снял восемь плёнок, а потом оказалось, что фотоаппарат только притворялся, что работает) очень хорошо помню по сей день.

Время и деньги - ну, время ходить и снимать у неё было. Деньги на огромное количество плёнки - тоже. Понимаешь, я могу понять, когда несколько десятков непроявленных. Но когда несколько тысяч - у меня не укладывается это никуда!
itatvas From: itatvas Date: Январь, 9, 2011 13:06 (UTC) (Ссылка)
Тогда можно успокоиться на том, что тетенька была немного со сдвигом, а тогда тебе ее мотивов не понять - и не мучайся зря :)
Кстати, возможно, именно на то, чтобы ходить снимать у нее время было, и деньги на пленку для этого она выкраивала, а на остальное уже ни времени, ни денег не было. Еще она сама могла не уметь и не иметь возможности научиться проявлять и печатать, а в чужие руки отдавать этого не хотела. Ты учти, что она постоянно работала с детьми - а работа няни в чужих людях это очень серьезно и трудоемко.
Прогулки с фотоаппаратом - это релакс.
inkpoint From: inkpoint Date: Январь, 9, 2011 13:18 (UTC) (Ссылка)
Сама проявляла и печатала, но очень мало. Как релакс - да, версия. Но тоже, знаешь ли. Объёмы непроявленных меня смущают. Ну, вообще бы тогда без плёнки снимала, если она такая ненормальная )).
itatvas From: itatvas Date: Январь, 9, 2011 13:23 (UTC) (Ссылка)
Если сама проявляла и печатала, но мало, то значит снимать ей больше нравилось :)))
А про снимать без пленки - это у тебя слишком прямолинейное представление о ненормальных :)
28 комментариев or Оставить комментарий