inkpoint (inkpoint) wrote,
inkpoint
inkpoint

Category:
  • Music:

Отчёт (Полисть, байдарка, май, от озера Цевло до Бракловиц)

Вместе с off_peka прогребли по реке, просидели у костра и проспали в одной палатке целую неделю.
Совместно рождались такие подражания Хлебникову или кому-то из тех: 

Зубы бобра остры
Лик у лося дик
Наши пироги быстры
Наш оберег - тростник.

Или ещё вот:

Я - словопас!
Я - словолов!
Я - словоплёт!
И - near bird.

И ещё помню такой диалог на воде: 

- Это что там ?
- А фиг знает что.
- Похоже на то. 
- Точно, это оно и есть. 

За катом - отчёт о походе, чтобы попало в поисковые системы, в помощь тем, кто когда-нибудь пойдёт по этому маршруту, художественной ценности не несёт.


Полисть.  От озера Цевло до Бракловиц на байдарке, май 2012

Если хочется приятного весеннего сплава и не хочется сильно рисковать здоровьем – самое то. По майской воде – хорошее течение, перекаты, шиверы и простые пороги – всё это создаёт иллюзию экстрима, веселит и не даёт скучать, хотя настоящих опасностей-сложностей почти нет.

Обычно люди идут только спортивный участок – от Карабинца, мы же решили пойти от озера Цевло и не пожалели об этом, поскольку верхний участок хоть и спокоен, зато красив, дик и безлюден. В нашем случае умеренно неспешного сплава получилось три дня до Карабинца и три дня после – всего шесть.

Заброска – поездом Москва-Великие Луки, прибытие в Великие Луки в 06-50. Далее – автобусом до Бракловиц, автобус отходит в 07-20 – за полчаса надо успеть добраться на такси до автостанции, которая находится в паре километров от ж/д вокзала. От Бракловиц есть автобусы на Цевло, но мы ждать не стали, сторговались с местным частником за 600 р (25$).  

Впрочем,  расписание  на автостанции в Бракловицах говорит, что есть прямое сообщение с Москвой - скорее всего, это автобус Москва-Псков. Такой вариант может быть даже удобнее и быстрее, но тут уже надо наводить справки – когда этот автобус ходит и точно ли идёт через Бракловицы.

Цевло – маленький посёлок, село с группой бетонных пятиэтажек.  Как нам наш таксист рассказал – раньше было какое-то производство, рабочим дали квартиры в этих домах, производство встало, жить людям не на что, они теперь на первых этажах стены сломали и коров там держат.  Со стороны посмотреть – действительно, Камбоджа полная.

На берегу Цевло когда-то была дворянская усадьба – но об этом уже ничего не говорит, только несколько вековых деревьев осталось от парка усадьбы. И стоят несколько  железяк для детей, есть одна – как бы это описать – крутилка-карусель, очень рекомендую.

По самому маршруту в сети есть весьма толковый отчёт ( http://www.tourism.ru/docs/pilot/29/73/145/ )  – повторять не буду, напишу то, что считаю важным.

  1. Стоянок на Цевле НЕТ НИ ОДНОЙ. Там вообще берегов нет, сойти из байдарки некуда – сплошные топи и кустарник в воде. Поэтому в первый день будьте готовы к долгой гребле среди «бэдлэндов», по меткому выражению автора того отчёта.  Встать на воду надо днём – в нашем случае мы, хоть и не тормозили сильно, а доплыли до озера Полисто уже к сумеркам.

В другом отчёте было написано – мол, удивительно, что завалов на Цевле нет. Ничего удивительного – потому что там и деревьев нет вообще.  Берега с деревьями появятся уже на Полисти – но она достаточно широкая, и завал нам встретился только один, через него перетащились по воде.

  1. Выход из озера Цевло явно читается, если плыть вдоль берега на СВ, держа курс правее от двух групп высоких деревьев. В какой-то момент справа чётко открывается прямая прокопанная протока, по ней, как по шоссе – в Озерявское.
  2. В Озерявском – грубо говоря, прямо до конца и налево. Очевидного выхода нет, просто озеро незаметно переходит в разливы реки. На карте выход из озера уходит прямо на Север, по моим ощущениям разливы эти уходят сначала на СЗ.
  3. Дальше встретили разлив, Т-образный перекрёсток, очевидно, в месте впадения  Плавницы.  Выбор неочевиден, однако – налево.
  4. На выходе в Полисто долгожданная земля – но единственная стоянка ужасная, без дров. Лучше прогрести по протокам к приметному острову среди болот, который покрыт лесом и будет виден по правую руку. Роскошный остров, доплывёте – не пожалеете.
  5. Полисто – это правда огромное море. Лучше вдоль берегов, мы шли вдоль правого. Ближе к концу озера справа будет деревня Ручьи, слева – приметная группа деревьев, это мыс Горшок, действительно похоже.  На мысу хорошая стоянка, за мысом почти сразу в высокой прибрежной траве проход, выводящий из озера.
  6. После Полисто постепенно начинается лесной участок, пожалуй, самый красивый и дикий на реке. Справа – территория Полистовского заповедника, и в самом деле заповедно, почти нет следов человека.  Река хорошо течёт, просто-таки приятно по таким местам плыть. Мы видели лосей и бобра ).
  7. От Карабинца начинается населёнка, поначалу несколько деревень подряд. В деревнях через реку иногда натянуты тросы для переправы через реку на плотах. Иногда они висят прямо на уровне головы байдарочника – будьте внимательны.  Есть несложные порожки, все прямые, но веселят.  Появляются открытые берега с редкими деревьями – но дров на этих берегах хватает.  Течение почти везде хорошее, можно даже и не грести.
  8. В Белебёлке – плотина бывшей ГЭС, однозначный обнос по ЛБ. Удобно зачалиться прямо перед плотиной, в неё сильно не тащит.  Демонические руины плотины - отличное место для самоубийц – там масса способов.
  9. Затем перекаты-шиверы-пороги.  Все пороги читаются с воды. Все прямые, но заливать и веселить будут.  Есть кайфовая цепочка шивер, где уже потребуются навыки руления.
  10. После Святогорши опять ровная река. В Бракловицах, после моста – главный и, по сути, единственный настоящий порог на реке.  Осмотр – по левому берегу, но можно и не смотреть – он просто мощный и прямой. Плыть лучше в юбках, заливать будет хорошо.
  11. До Старой Руссы обычно не плывут – говорят, там уже ничего интересного во всех смыслах. В Бракловицах иногда появляется сотовая связь. Вот телефон старорусского водителя, с которым мы созванивались:  89212069920, Юрий.
  12. Главная засада – с билетами на московский поезд. Ходит он раз в сутки, в 21-50, билетов на него не было. Никаких, даже купейных. И не бывает часто.  По каким-то дням пускают второй поезд, но это надо выяснять. Нам повезло – дружественные катамаранщики, прелестные люди, прописали нас к своему водителю, который вёз их вещи в Москву.  Но что бы мы без них делали, не представляю.  Поэтому искренне советую брать обратные билеты заранее.
  13. Итого:

Дикая природа болотных верховьев
Мало людей, заброшенные деревни
Река почти всегда хорошо течёт
Озёра и река в одном маршруте
На втором участке река скучать не даёт

В итоге – действительно хорошая река для приобщения новичков к байдарке.  «Бэдлэнды» верховий кажутся мне необходимым испытанием, которое надо преодолеть, чтобы оказаться на самом красивом участке – от Ухошино до Карабинца.  Впрочем, можно попробовать забрасываться в Полисто – это сэкономит вам день плавания по «бэдлэндам».  

Ещё момент: река не слишком уж широкая, но всё же широка – поэтому нет всех этих неприятностей, которыми изобилуют узкие реки: завалов, прижимов и расчёсок. Это и плюс и минус – как кому ).

Группа катамаранщиков с табуном детей была в восторге и говорила, что Полисть - идеальная река для семейного сплава, и на последнем пороге можно хорошо кататься, что они и делали.

Группа с Тайменями несколько раз продиралась на камнях – но это уж неизбежная специфика Тайменей.

P.S. Ударения:  ЦевлО и ПолистО, но ЦЕвла и ПолИсть. 



Tags: текст
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments