inkpoint (inkpoint) wrote,
inkpoint
inkpoint

Category:
  • Music:

Музыка сфер

Мне тут досталось немного классики - Шостакович, Моцарт и Лист. Понятно - это отдельный мир. Люди учатся музыке много лет, умеют писать музыку прямо на листе, без инструмента, с многоголосием партий, с оркестровкой, с учётом огромных пластов классической музыки, написанной до них. Другие люди ходят на концерты, имеют свои пристрастия, умеют отличать исполнение одного оркестра от другого - они же не просто так ходят на концерты, не в буфет за бутербродами, им, наверно, действительно нравится. Конечно, чтобы такую музыку полноценно понимать, нужно хорошее музыкальное образование. Шостакович, допустим, вплетал в свои опусы последовательность нот DSCH - как фирменную подпись )) - где уж там это услышать простому человеку без идеального слуха и консерваторского образования. Но, как мне казалось, и простые смертные, имеющие уши, могут там что-то найти. Ведь композитор - тоже человек,никакой не гуманойд с Альфа Центавры, ничто человеческое ему не чуждо, значит музыка всё-таки должна быть доступна и понятна хотя бы "людям с ушами", а не узкому кругу музыковедов.
Мне досталась "Ленинградская" симфония Шостаковича, о которой везде пишут, что она стала музыкальным выражением блокады, поистине народным произведением и так далее... Слушаю, слушаю, - и не пронимает. То есть понятно: вот пошла одна темка, вот её же продублировали скрипки, потом духовые, вот вплелась вторая мелодия, вот опять повтор первой, вот уже совсем в крещендо первая и вторая всем оркестром... И что??? Темка-то и так простая, сколько можно повторять? Когда так всё пиано-пиано - ещё куда ни шло, нормально, пиликает что-то там, вроде бы мило, так нет, непременно потом начинается бум! бах! литавры и медь и тревожные трубы, всё так нервно, какая-то звукопись, очевидно, изображающая борьбу каких-то стихий. Всё так мило было - а потом - бум!-бах! Даже громкость приходится уменьшать. Как-то ни уму, ни сердцу, право... ))
Кусочек Моцарта послушал - там уже другое дело, нет такой плакатности и простоты. Но и радости - никакой. Музыка сфер, нечеловеческая совершенно. Такая "музыка космического разума", но мне, как живому человеку с ушами, от этой музыки не тепло и не холодно - эта музыка мне кажется ко мне равнодушной, ну, и я к ней, соответственно. Я думаю, это же имело именно прикладное значение - то есть для исполнения в церкви во время служб, и для этой цели - чтобы показать малость человеческую перед величием бога - именно такая музыка и подходит, и попади я в католический собор на службу с этим Моцартом, открылось бы мне величие небесного перед суетностью человеческого во всей красе - но чтобы вот так вот дома, для себя слушать - нет уж, совершенно неинтересно. Нет у меня радости от этой музыки. ))
Всего-то сто лет назад именно такая музыка и была, собственно, единственной музыкой. Функцию прикладной поп-музыки для увеселения граждан выполняли всякие романсы, вальсы, мазурки, которые сейчас слушаются как "классика". Но ведь и на "серьёзные" концерты ходили люди, новая опера или симфония становились событием, о котором говорили, писали в газетах... Да и сейчас люди ходят в консерваторию и не просто так ведь, не от нечего делать. Так что если кто-то может подсказать ключ к пониманию "классики" - подскажите ))
Tags: текст
Subscribe

  • ****

  • ****

  • ****

    Портрет юного героя подземных переходов. Ник пел “ Karma Police ”, но как-то очень по-своему, не цепляясь за оригинал –…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments