Top.Mail.Ru
? ?
entries friends calendar profile InkpointФотоВыставка Previous Previous Next Next
Александр Савельев - ФотоХроника -
inkpoint
inkpoint
Музыка сфер
Мне тут досталось немного классики - Шостакович, Моцарт и Лист. Понятно - это отдельный мир. Люди учатся музыке много лет, умеют писать музыку прямо на листе, без инструмента, с многоголосием партий, с оркестровкой, с учётом огромных пластов классической музыки, написанной до них. Другие люди ходят на концерты, имеют свои пристрастия, умеют отличать исполнение одного оркестра от другого - они же не просто так ходят на концерты, не в буфет за бутербродами, им, наверно, действительно нравится. Конечно, чтобы такую музыку полноценно понимать, нужно хорошее музыкальное образование. Шостакович, допустим, вплетал в свои опусы последовательность нот DSCH - как фирменную подпись )) - где уж там это услышать простому человеку без идеального слуха и консерваторского образования. Но, как мне казалось, и простые смертные, имеющие уши, могут там что-то найти. Ведь композитор - тоже человек,никакой не гуманойд с Альфа Центавры, ничто человеческое ему не чуждо, значит музыка всё-таки должна быть доступна и понятна хотя бы "людям с ушами", а не узкому кругу музыковедов.
Мне досталась "Ленинградская" симфония Шостаковича, о которой везде пишут, что она стала музыкальным выражением блокады, поистине народным произведением и так далее... Слушаю, слушаю, - и не пронимает. То есть понятно: вот пошла одна темка, вот её же продублировали скрипки, потом духовые, вот вплелась вторая мелодия, вот опять повтор первой, вот уже совсем в крещендо первая и вторая всем оркестром... И что??? Темка-то и так простая, сколько можно повторять? Когда так всё пиано-пиано - ещё куда ни шло, нормально, пиликает что-то там, вроде бы мило, так нет, непременно потом начинается бум! бах! литавры и медь и тревожные трубы, всё так нервно, какая-то звукопись, очевидно, изображающая борьбу каких-то стихий. Всё так мило было - а потом - бум!-бах! Даже громкость приходится уменьшать. Как-то ни уму, ни сердцу, право... ))
Кусочек Моцарта послушал - там уже другое дело, нет такой плакатности и простоты. Но и радости - никакой. Музыка сфер, нечеловеческая совершенно. Такая "музыка космического разума", но мне, как живому человеку с ушами, от этой музыки не тепло и не холодно - эта музыка мне кажется ко мне равнодушной, ну, и я к ней, соответственно. Я думаю, это же имело именно прикладное значение - то есть для исполнения в церкви во время служб, и для этой цели - чтобы показать малость человеческую перед величием бога - именно такая музыка и подходит, и попади я в католический собор на службу с этим Моцартом, открылось бы мне величие небесного перед суетностью человеческого во всей красе - но чтобы вот так вот дома, для себя слушать - нет уж, совершенно неинтересно. Нет у меня радости от этой музыки. ))
Всего-то сто лет назад именно такая музыка и была, собственно, единственной музыкой. Функцию прикладной поп-музыки для увеселения граждан выполняли всякие романсы, вальсы, мазурки, которые сейчас слушаются как "классика". Но ведь и на "серьёзные" концерты ходили люди, новая опера или симфония становились событием, о котором говорили, писали в газетах... Да и сейчас люди ходят в консерваторию и не просто так ведь, не от нечего делать. Так что если кто-то может подсказать ключ к пониманию "классики" - подскажите ))

Метки:
Музыка: Supertramp - From Now On

7 комментариев or Оставить комментарий
Comments
From: (Anonymous) Date: Апрель, 7, 2008 21:33 (UTC) (Ссылка)
Ты перечислил довольно узкий круг классичеких композиторов, относительно тяжелых для восприятия "непривыкшим" ухом. Даже Моцарт с его кажущейся простотой и прямо-таки обязательной любовью к своим произведениям будет в тягость по началу (кстати в католических храмах, не смотря на биографию композитора, его не так часто исполняют, там все больше Бах в почете). Помню, первые концерты в консерватории - мне казались пыткой, сущим наказанием (даже пиликанье скрипок, альтов и т.д. перед началом звучания в оркестровой яме казалось интереснее).
Что касается понимания, музыку надо же не понимать, а чувствовать...)) Поэтому легче она воспринимается через киноэкран, когда образ совпадает в музыкой, и ты начинаешь воспринимать её не как "музыку мертвых и для мертвых", а как то, что способно породить эмоцию, сопереживание героям фильма, например. Ведь нам зачастую и современную инструментальную музыку не так просто сразу воспринять...(Берлиоза пока не слушай, а то все желание навсегда отпадет))
И вообще, вероятнее всего, эта музыка настигнет тебя внезапно, на смотровой площадке Исаакиевского собора, в переходе метро...
Ну, и конечно, не надо ограничивать свое знакомство с классич.муз.исскуством только перечисленными композиторами. Представь себе какого-нибудь человека из будущего, которому дали три группы современные послушать: он скажет:"блин, что за ужас одноообразный, кокофония". Классическая музыка намного разнообразнее, чем может показаться....И лучше, конечно, пока она тебе чужда дома не слушать. Пока ты не стал почитателем этой музыки, она покажется тебе столь же неуместной, как ...портет Достоевского, кисти Перова....
(вот это коммент! если большой очень, пардон, удалишь, если что))
inkpoint From: inkpoint Date: Апрель, 7, 2008 23:15 (UTC) (Ссылка)
Спасибо тебе, неопознанный друг !! Как бы я хотел, чтобы прелести классики мне открылись именно на смотровой Исакиевского - поскольку в Питер не выбираюсь уже несколько лет. Впрочем, не полезу на смотровую - сколько можно уже )) .
Я вот какой вопрос пока не выяснил: вот тогда, до двадцатого века - что, им не сложно было эту музыку воспринимать? Это же не считалось доступным только какой-то музыкально подкованной прослойке? Или они вся знать была с детства музыкально образована?
v_pyatnicy From: v_pyatnicy Date: Апрель, 8, 2008 09:01 (UTC) (Ссылка)
Забыла авторизироваться сначала, пардон.
До 20 века музыка тоже не существовала в какой-то застывшей форме, даже если сравнивать конец 18 и конец 19 века. Да, действительно дети привилегированного сословия с младых ногтей учились именно классической музыке (а какой же еще?)) Обязательным умением каждого должно было быть: девушке играть и танцевать; юноше -танцевать. И как мы догадываемся танцевали они отнюдь не под ритмы диско, а под аккомпанемент оркестра. Не вся музыка, конечно, была предназначена для балов и званых обедов, но, научившись воспринимать её с детства, люди конечно относителись к ней адекватно и с любовью. Но, даже у знати музыка эволюционировала от сложного к более простому- ведь все мазурки, а тем более вальс (считался первое время развратным танцем) звучали намного проще и преславутое раз-два-три было и напеть легче и воспринять (кстати, даже нам). Что касается остальных (большинство ведь составляло не привилегированное сословие, а крестьяне ( у них была совсем другая музыка-гармони, гитара и т.д.), мещане, потом разночинцы -учителя, врачи- интеллигенция также повернулись в сторону более легкой музыки - водевили и т.д.) Так что в определенном смысле это была музыка не для всех....но опять же многообразие (разные стили исполнения) её было доступно всем слоям населения.
inkpoint From: inkpoint Date: Апрель, 8, 2008 09:07 (UTC) (Ссылка)
Я, наверно, крестьянин всё-таки. Гармони, гитары ))
de_soto From: de_soto Date: Апрель, 8, 2008 11:47 (UTC) (Ссылка)
Мне бы хотелось с Вами дружить.
inkpoint From: inkpoint Date: Апрель, 8, 2008 11:54 (UTC) (Ссылка)
Давайте. Мне очень ваше лицо нравится )).

Впрочем, в этом фильме и покруче были образы ))
de_soto From: de_soto Date: Апрель, 8, 2008 19:59 (UTC) (Ссылка)
Ну... Юбаба один из самых крутых там, по-моему. Но у меня много лиц )))
7 комментариев or Оставить комментарий