ты здесь зачем раздался голос
да подожди ты бросил глеб
и вдруг через полвека слышит
я подождал ты здесь зачем
"Вот я хожу на свою работу, делаю её, и время от времени думаю: ну ведь это же на самом деле не то, совсем не то, что я на самом деле хочу заниматься. Разве это то, для чего я родился? Разве это то, о чём я мечтал? Мне же интересно совсем другое" - примерно такие слова я слышу от друзей, которые работают на "офисной" работе. Не от всех, конечно. Многие умеют относиться к работе, как к неизбежному необходимому труду, от которого даже как-то не умно ждать иного удовлетворения, кроме денежного. Не ноют впустую, впахиваются в работу, выполняют, едут отдыхать на южные моря, и так - циклично. И к этому умению я с большим респектом отношусь, но сейчас речь не об этом.
Один мой друг мебель продаёт, другой налаживает какие-то сетевые коммуникации, третий какие-то региональные договора заключает на поставку какого-то оборудования - я даже не знаю толком, чем они занимаются, на самом-то деле. Какие-то слова ещё - мерчендайзер, супервайзер...
Но все они ищут какой-то выход для своей настоящей сущности, ищут применение творческой части себя. Или, вернее будет сказать, их творческая часть не может смириться с тем, что она как-то не воплощена.
Под словом "творческая" я тут имею в виду абсолютно любой выход созидательной энергии. Кто-то любит работать руками - и начинает любовно обустраивать дачу, и это тоже творчество, да. И дача получается отличная, между прочим. Кто-то пишет тексты в стол, кто-то пишет офигенные стихи, кто-то после работы идёт на репетицию с группой.
И получается так: души их тянутся к тем самым творческим делам, а тела продолжают из года в год ходить на офисную работу и из привычного круга не вырываются.
Последний раз говорили об этом с mal_paso, на ночном бульваре с бутылкой, смотрели в небо и обсуждали это ощущение - что в каждом из нас есть потенциал для чего-то другого и большего, но как-то вот всё не получается, а время идёт. Впрочем, он говорил, что история знает примеры, когда люди приходят к своему творчеству и в 40 лет и даже позже - мол, такой-то классик свою первую книгу написал только когда на пенсию вышел. Меня это мало утешало, и я говорил примерно так:
- Понимаешь, есть предназначение, а есть… склонности. Вот мы все – недоталанты. Если человека природа в макушку поцеловала, он будет заниматься именно этим, и это будет для него главным и единственно возможным путём. Он будет одержим своим творчеством; он просто не сможет в офисе сидеть и вообще не сможет много времени посвящать тому, что его не приближает к реализации того потенциала, который рвётся наружу. В крайнем случае он будет ходить на работу просто чтобы иметь физическую возможность заниматься своим главным делом: кто там из наших писателей днём писал, а ночами вагоны разгружал ? Как там наши питерские рокеры дворниками, сторожами и кочегарами работали?
А у вас – и у тебя, и у этого, и у этого – всё это как хобби, вы талантливые, черти, очень, каждый по-своему, но вы можете это годами держать в статусе увлечения. Недоцеловал вас бог в макушку, талант – есть, а одержимости – нет.
И это я не к тому, какой я хороший, что в офис не хожу – я за собой замечаю тот же самый недостаток фанатичной преданности своему делу, ту же самую способность тратить время на любую другую фигню, кроме фотографии. Люди идут в школу Родченко (герои!), носятся с какими-то проектами, сериями, а я просто лениво что-то снимаю. Тот же самый недостаток одержимости.