inkpoint (inkpoint) wrote,
inkpoint
inkpoint

  • Music:

Где та молодая шпана?

Потряс стариной и написал целую статью о - смешно сказать - судьбах русского рока )) С прицелом на возможную публикацию, поэтому такой газетно-журнальный стиль.                                                                                                                                               
************  
                                                                                                                                                                                       
  Смотришь на афиши – а там одни и те же динозавры русского рока, которые пришли к известности ещё в прошлом веке и топчут сцену не первый десяток лет. Они старше, чем сотовые телефоны, гаджеты, виджеты и реалити-шоу, они древнее Путина и Собчак. Идёшь вечером по бульвару – окрест доносится вечное «Ой-Йё», «В последнюю осень» и «Пачка сигарет» - ряд можно продолжать, но все эти песни, вы вдумайтесь только, написаны 15 – 20 лет тому назад и в совсем другой стране. Что же, перевелись богатыри на земле русской? Где же племя молодое, незнакомое? Когда же явится та новая молодая шпана, которая воспоёт наше время гаджетов и виджетов , роуминга и франчайзинга, творчески его переосмыслит и сделает это талантливо, интересно – да так, что все скажут – вот же он, голос нового поколения!?
 
Эй, поколение, подай голос! Не даёт ответа. Последним сильным музыкальным явлением, которое всколыхнуло страну от Москвы до самых до глубинок, стали двое харьковских парней, всенародно любимая «Пятница». На тот момент это было действительно свежо и самобытно, совершенно непохоже на привычный формат, люди говорили на новом музыкальном языке и фактически одной пластинкой сотворили сенсацию государственного масштаба. Но было это уже пять лет тому назад. Время идёт, новых сенсаций нет.
  Возможно, дело в том, что время героев прошло. Прошло время романтиков, которым казалось, что песней можно изменить мир. Прошло время подполья, подвалов, кухонь и квартирников. Прошло время запретов, бороться стало не с чем, и наш рок, радушно взятый в радиоформат нового времени, стал беззуб, вторичен и неискренен. А главное – не очень-то и нужен. Пропало напряжение в сети, тот самый живой нерв, который наполнял сутью, смыслом и неотразимой притягательностью те часто далёкие от музыкального совершенства песни поколения 80-х и 90-х.  
  Так всё же проблема таланта или проблема времени? Давайте-ка перемотаем плёнку на пару десятилетий назад. Представьте, что вы включаете телевизор, а по телеку – заседание Политбюро. А по другому каналу – София Ротару, по третьему – Кашпировский, по четвёртому – программа «Для вас, садоводы», а пятый не работает. Интернета нет, даже слова такого не существует. А у приятеля Коли есть новый альбом «Кино», который ему дали переписать на пару дней. Что вы делаете? Правильно, вы покупаете в «Культтоварах» кассету МК-60 и идёте к Коле переписывать себе «Кино». Тут можно много говорить в стиле Гришковца – мол, идёте, думаете, предвкушаете… И переписать – это ведь не «копировать/вставить», а воткнуть шнуры, зарядить кассеты, 45 минут ждать, сидеть и слушать… И в этих песнях поётся о том, что ни по какому телеку не показывают, в этих песнях вы узнаёте себя и мир вокруг. И песни эти, потому что их так мало и они таким трудом достаются – становятся вдвойне ценны, важны, необходимы.
  Вот ведь какую злую шутку играет с нами прогресс – все эти наши высокие технологии, которые предлагают возможность скачать что угодно одним кликом, уже обесценивают это самое что угодно, в том числе и музыку. Старые меломаны помнят, как какая-нибудь выменянная на толкучке третьесортная пластинка звучала откровением, становилась любимой записью, просто потому что не было такого лёгкого доступа в любой момент и к чему угодно. Лёгкая доступность – увы! - снижает радость и ценность обладания, ценность музыки как таковой.
  Можно провести параллели с поэзией – ведь было же время поэтических вечеров, литературных кружков, чтений, поэты серебряного века собирали полные залы восторженных поклонников, на творческих вечерах спорили, обсуждали, яблоку было негде упасть. А как только прогресс позволил напечатать все эти стихи массовым тиражом - тут и поэты измельчали, и интерес к ним у народа поубавился.

  Наверно, следует оговориться и уточнить понятие «русский рок». Понятие очень многозначимое, ибо этим словом называют уже почти всё что угодно и одновременно очень узкое – мол, рок – это громкие гитары и какой-то протест. Возможно, проще сказать от обратного – «непопса». Так вот, «Наше Радио», само того поначалу не ведая, из самых лучших чувств похоронило русскую непопсу. Да, в первые годы это был прорыв, глоток свежего воздуха для всех, кто любит осмысленные песни на родном языке. Эти песни были всенародно любимы, их пели на кухнях и у костра, они формировали идеологию целого поколения, в то время как по радио передавали наш родной постсоветский поп-трэш от Титомира до Газманова. И когда в эфир вышла полноценная радиоволна, посвящённая формату всего того, что люди когда-то переписывали на кассетах – это было откровение. Но прошло всего два года – и запретный плод стал не так сладок, а «Наше Радио» породило свой формат эпигонов стиля, в эфире появилось множество молодых групп, которые вроде бы старались сказать что-то своё и на своём языке, но в итоге так и не дотянули до планки качества, заданной классиками жанра. И все старания этих команд (нет нужды упоминать конкретные имена) можно сравнить со старательной копией бесталанного ученика, которому всё равно не сравниться с мастером.  
  Возможно, разгадка (или хотя бы часть разгадки), кроется в том, что в те далёкие времена прошлого века музыканты не думали, как бы вписаться, что бы написать этакое, чтобы попасть в радиоформат. В то время любому подпольному певцу эфир на радио мог привидеться лишь в похмельном сне, зато они писали максимально искренно, честно и просто потому что не могли не писать. Без сознательной или бессознательной оглядки на формат. Когда же всё разрешили и Чиж стал кумиром молодёжи, а песни Чайфа стали гимнами пьяных гопников и офисных вечеринок, какое-то время эта самая волна настоящего всё ещё держалась – по инерции и на амбициях музыкантов, которые наконец-то стали востребованы, вышли из подвалов и дорвались до контрактов и хороших студий… Но очень скоро наступила пустота. Старики не то чтобы почили на лаврах – но не нашли себя в новом времени, в большинстве своём стали пресными и живыми памятниками сами себе. Хотя и не портят борозды – выдают, как правило, всё-таки качественный материал, но увы – уже не пророки, уже не бунтари, и их новые пластинки уже не так актуальны для широких масс. В начаде нулевых годов поколение фриков от рокапопса во главе с Лагутенко родило новую волну – с модными аккордами и нарочито странными интонациями, с двойственными размытыми текстами. И это была успешная и интересная «фишка», но кого удивишь этим сейчас? За последние пять лет новое поколение так и не смогло произвести хоть одного героя, который по силе общественного резонанса сравнится с героями прошлых дней.  
  Так может не так уж и нужны нашему времени новые герои русской непопсы? Если народ жаждет зрелищ и развлечений – так они теперь есть в избытке. Появится где-нибудь в уездной губернии новый сильный талант – и в губернии это будет бомба, но привычная ко всему столичная публика восторгнётся на один вечер, и влёгкую забудет на следующий день. На следующий день можно киношку пойти посмотреть – тоже с охрененными спецэффектами. ) А талант так и останется в своей местечковой популярности в узком кругу поклонников, а потом плюнет на всё и пойдёт работать менеджером среднего звена….
  И вот ещё в чём загвоздка – любой молодой и талантливый современный человек – он же в курсе, у него есть уши, есть интернет и радио. У него есть некий слушательский бэкграунд и он понимает, что на русском языке за последние тридцать лет спето практически обо всём. Нельзя сочинить вторую «Я хочу быть с тобой», нельзя сочинить ещё один «Город золотой», вообще уже нет смысла делать что-то в той же традиции и той же эстетике – а значит, надо изобретать какой-то новый музыкально-текстовой язык, которого пока не существует. И пока нет этого языка, на бульварах и в компаниях по-прежнему будут петь песни прошлого века. И перчатка, брошенная БГ молодой шпане, так же актуальна, как и много лет назад.

 
Tags: текст
Subscribe

  • ****

    Смотрю я на небо и вижу там воздух Прозрачное нёбо небесного рта Смотрю я на небо и вижу там лотос А я - невидимка, а я - красота Смотрю я под…

  • Механизмы желания

    Мужчины любят глазами. И вот, как это начинается: лет в 10-13 у мальчиков просыпается интерес к женской телесности, именно что визуальный интерес.…

  • Песня месяца: Колибри - Орбитальная станция (2021)

    Весь альбом состоялся вопреки логике вещей. Одна из участниц – в инвалидном кресле, двое других – не в лучших отношениях, и где те…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments