Ну, смотри. Не помню, кто сказал, но "Эрос и Танатос правят миром". Возможно, это какое-то античное изречение, без автора ) . Смерть, и всё, что с ней связано - это парадоксальным образом последнее табу нашего мира. Эротика и порно - на каждом углу интернета, легко находится, абсолютно любая. Об этом уже можно говорить, обшучивать это, подростки уже всё-всё знают и это уже даже не запрет. А смерть и умирание - это последнее табу нашей культуры. Ну, помнишь, раньше были венки у подъезда, проводы всем двором - теперь - совершенно незаметно, просто на скорой носилки увозят и всё. Смерть вынесена за скобки. Но это я отвлёкся. Сейчас напишу, чем мне интересно.
1) В нашем мире пластмассовых вещей и виртуальных сущностей остаётся всё меньше настоящего. И вот смерть и всё, что с ней связано - это настоящее.
2) В нашем мире, где всё очень быстро обновляется, именно кладбища - это дверь, этакий портал в то время - металл и дерево, краска, и все эти надгробия и кресты - это вещи, изменённые временем, время оставило на них свой след. Много ты найдёшь в своём дворе предметов, которым хотя бы лет 30 ?
3) Кладбища - это коллективное бессознательное. Кладбища - это и есть портрет народа, портрет места, нации, это и есть наше всё. Мне кажется, кладбища - это как раз синоним фразы "национальная культура" - там всё отражается, в надписях, в дизайне памятников, в фотографиях.
4) Ну, и есть ещё, что мне интересно - надписи на памятниках, особенно довоенные или 50-х годов. Тогда ещё не установились ритуальные шаблоны, и на табличках часто писали именно то, что заказывала скорбящая семья - какие-то глупенькие тексты, стихи, и тд. Писатель Пантелеев (который Республика ШКИД) собирал эти бытовые эпитафии, и это - отдельный жанр, который сегодня попросту невозможен. Например:
Мой милый комсомолец!
Котик, я не выживу одна.
Возьми меня с собой.
И вот это - то самое коллективное бессознательное, которое и мне интересно.
5) Ролан Барт считал, что всякая фотография - это маленькая смерть ))