?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile InkpointФотоВыставка Previous Previous Next Next
Thomas Bloch - Music for Glass Harmonica (2001) - Александр Савельев - ФотоХроника -
inkpoint
inkpoint
Thomas Bloch - Music for Glass Harmonica (2001)
Так мне нравится эта история с армоникой, что и сюда - тоже.

Оригинал взят у inkpoint в Thomas Bloch - Music for Glass Harmonica (2001)
1
2001, classical, CBR 320, 170 Мб





       Да. Стеклянная гармоника, реликтовый музыкальный инструмент. Изобретена в 1761-м Бенджамином Франклином, тем самым. Ряд стеклянных полусфер нанизан на горизонтальную ось, которая приводится в движение ногой играющего, исполнитель извлекает звук, прикасаясь к краям этих «бокалов» мокрыми пальцами. Произведения для гармоники писали (или включали её в состав оркестра) Моцарт, Бетховен, и многие другие композиторы на рубеже XVIII – XIX веков.

Поначалу новый инструмент был принят весьма восторженно, все её хвалили за "неземную нежность тона" и всё такое прочее. Но вскоре гармоника (точнее “Armonica”, так она тогда называлась) снискала себе дурную славу. А именно — репутацию депрессивного, мистического инструмента, который способен свести с ума и слушателей, и тех, кто на нём играет. Считалось, что звучание гармоники способствует меланхолии и возникновению нервных расстройств, и сами исполнители долго не живут.



Судите сами – один из первых исполнителей и пропагандистов гармоники Karl Leopold Roellig в 1787-м публикует весьма странный текст. С одной стороны, в нём он называет гармонику «важнейшим инструментом будущего», «приятнейшим из всех, которыми обладает человечество». Затем описывает различные случаи воздействия звуков гармоники на человека – от умиротворяющего и исцеляющего эффекта до паники и обморока. Заканчивает же он своей историей болезни – о том, как начал испытывать головокружение, «нервную дрожь», спазмы и судороги, а главное:
«Самым неприятным последствием были видения, сны с открытыми глазами; посреди дня я видел существ и людей из других столетий, по вечерам и ночам я видел призраков, летящих вместе с ветром и издающих странные звуки. …. Постепенно я решил вовсе прекратить играть на гармонике, и вот уже шесть лет, как я здоров». Довольно неоднозначная реклама, не правда ли ?

А вот что писали музыковеды того времени:
«Гармоника очень сильно действует на нервы и погружает самого исполнителя в излишне печальное и меланхоличное настроение, в навязчивую депрессию, которая ведёт к медленному саморазрушению. Если вы страдаете от каких-либо нервных расстройств – вам не следует играть на ней, если вы ещё здоровы – не играйте на ней слишком долго».
«Если вы расстроены какими-либо известиями, предательством друзей или неверностью женщины, воздержитесь от игры на гармонике – это лишь усугубит вашу печаль».

Впрочем, есть и свидетельства того, что гармоника использовалась в лечебных целях. Например, известный доктор и гипнотизёр Антон Месмер всю жизнь не расставался с необычным инструментом и часто использовал его в своих сеансах – позже это назовут музыкальной терапией. Но в целом, после первичного интереса к инструменту, стеклянная гармоника приобрела плохую репутацию. А в одном немецком городе гармоника даже была официально запрещена – после того, как прямо во время концерта, по какому-то зловещему совпадению, в зале умер ребёнок.

Конечно, не только это стало причиной тому, что стеклянная гармоника к XX-му веку оказалась почти забыта. В большом оркестре гармонику просто не было слышно, всё-таки это был камерный инструмент для маленьких залов. К тому же сделать стеклянную гармонику было сложно, а вот случайно разбить или повредить – запросто.

Мои же субъективные впечатления таковы: если слушать стеклянную гармонику сольно, то правда можно тронуться рассудком. Но в оркестре она очень хорошо звучит — хрупкая, мистическая, полупрозрачная. Действительно уникальный инструмент.

Самое-самое прячется ближе к концу диска: отрывок из оперы Доницетти «Лючия ди Ламмермур»: сцена, в которой героиня сходит с ума (! ), а стеклянная гармоника как бы это иллюстрирует. Доницетти перед премьерой переписал это для двух флейт, но здесь справедливость восстановлена. В общем, это надо слышать.

Исполнитель Томас Блох – не только известный игрец на реликтовых инструментах, но и сам сочинитель. Он автор последней вещи на диске – и она чуть ли не сильнее всей остальной классики. Посвящается, между прочим, Герхарду Финкенбейнеру, мастеру-стеклодуву, который первым возродил стеклянную гармонику в наши дни.
 А с этим Финкенбейнером – особая история, прямо-таки вишенка на торте. Старик Финкенбейнер в возрасте 69-ти лет вышел со своей стеклодувной фабрики, сказал рабочим, что на минутку забежит домой, а сам сел на свой маленький частный самолётик, поднялся в небо – и больше его никто не видел. Как в воздухе растворился, натурально. Пополнил копилку необъяснимых исчезновений, вот так то.


https://yadi.sk/d/D5Osy2bDdbAm8

Метки:

3 комментария or Оставить комментарий
Comments
kativas From: kativas Date: Декабрь, 25, 2014 10:46 (UTC) (Ссылка)
спасибо. очень интересно.
greggritz From: greggritz Date: Декабрь, 27, 2014 08:15 (UTC) (Ссылка)
Правда интересно, хотя местами очень пронзительно. Ее надо вкраплять в общее звучание.

Шерлок Холмс: Вам не спится, Ватсон?
Доктор Ватсон: Я прекрасно спал. Но меня разбудило вот это.
Шерлок Холмс: Но Вы говорили, что любите музыку.
Доктор Ватсон: Музыку? Да. Но это… я думал, с кем-то плохо. Или кошка застряла в трубе.
inkpoint From: inkpoint Date: Декабрь, 27, 2014 09:56 (UTC) (Ссылка)
Хи-хи )) В точку !
3 комментария or Оставить комментарий