В обоих фильмах показано, что чудище - это не какой-то один конкретный злодей из власти. Показано, что обычные, нормальные и неплохие вроде бы люди это чудовище кормят, сами его поддерживают и создают. Сами создают своего дракона и сами его частью являются, прямо-таки по Шварцу. Виден и тот самый принцип, который лично мне кажется чуть ли не главным источником зла: "я и моя семья - это свои, а все остальные - чужие, и поэтому с ними можно поступать, как угодно". Оба сюжета - о том, что происходит, когда этот принцип становится нормой.
Если о стиле, то "Левиафан" - эпический, с киношными красивостями, более тонко сделанный. "Дурак" - более прямой, где-то даже ходульно-плакатный, и даже сам режиссёр Юрий Быков это признаёт. Но эта безыскусность работает сильнее.
И ещё у нас сейчас, к сожалению, любой фильм такого рода становится предметом какого-то политического спора. И обсуждения сводятся даже не к "кто виноват" и "что делать", а к "на чью мельницу льёт воду режиссёр". Масса отзывов в том духе, что это очерняет, искажает и вообще сделано по заказу каких-то вражеских сил. Или же пишут, что да, всё так, только не надо эту правду всему показывать и нечего снимать фильмы об этом. Не хотят люди видеть, что дом падает ).