
(с) Полина Ольденбург
Вот эти все эпикурейцы и дионисийцы. Все эти поющие грузины, мушкетёры под Ла-Рошелью, гусары и лицеисты с их дружескими пирушками – все они пьют вино, как напиток радости и веселья. Пьют его в огромных количествах и веселятся. Потом на этом алкогольном кураже совершают подвиги, общаются с женщинами, и в целом хорошо себя чувствуют.
Про заветы Хайяма даже не говорю.
Но как-то меня всё время настораживал диссонанс между этим книжным вином веселья и своими ощущениями.
Когда я пью вино, мне редко бывает весело. Мне становится чуть замутнённо, чуть плавно, чуть странно… Да, развязывается язык, вдруг находятся очень важные темы для разговора. Появляется какая-то дополнительная вовлечённость в людей и атмосферу компании. Если пью с теми, с кем мне и так интересно и легко, то проявляется лёгкость бытия, поэтичность мира, ещё большая симпатия к этим людям… Но весело – почти не бывает, очень редко.
И что-то я немного видел людей, которым прямо-таки весело. У девочек, кажется, это бывает чаще – пришла такая вся серьёзная, а после двух бокалов – хихи-хаха, не остановишь. А среди мужчин есть, к примеру, такие типы: в трезвости спокойные, даже зажатые и несколько ботанического вида, а стоит им выпить, как алкоголь их меняет и раскрывает совершенно феерически – и они уходят за линию отрыва, в отчаянное веселье. Есть ещё люди, которые веселят себя по расписанию – мол, пятница вечер – надо! - и они прямо-таки старательно веселятся и «отдыхают», но таких людей можно только пожалеть, у них веселье без радости.
А где же просветлённое, безоблачное и гуманистическое веселье, описанное в книжках, воспетое Хайямом ? Что они там пьют, эти мушкетёры и горцы, эти верные слуги Бахуса, - другое вино? Или они как-то иначе пьют? Или сам воздух там пьянит иначе, а в наших лесах и болотах вино не веселит? Или вообще это всё какой-то миф и романтизация алкоголя ?
Бонусом: дуэт Сако и Сико из грузинской (!) оперетты "Кето и Кэтэ" (в сокращении) :
Сако:
Как родился я на свет,
Дал вина мне старый дед.
И с тех пор всю жизнь свою
Я вино, как воду пью.
Сико:
Если б я не пил вино,
Я б засох давным-давно.
Даже бочка без вина
Рассыхается до дна.
Вместе:
Джан, ай да джан, ай да джан, ай да джан, да джан, ай джан!
Джан, ай да джан, ай да джан, ай да джан, да джан, ай джан!
Сако:
Плачет даже крокодил,
Если свет ему не мил.
Но чтоб плакал я, Кито,
Не видал еще никто.
Сико:
Если ж я погибну вдруг
Положи меня в бурдюк.
Брызжет пена через край-
В бурдюке мне будет рай.
Вместе:
Джан, ай да джан,
Сако:
Я и вам подам совет-
Лучше в мире средства нет
От печали и забот
Пей вино, и все пройдет!
Сико:
Все заботы унесет,
Всё у вас на лад пойдет,
Закружится с вами мир,
Будто в целом мире пир.
Вместе:
Джан, ай да джан, ай да джан, ай да джан, да джан, ай джан
Джан, ай да джан, ай да джан, ай да джан, да джан, ай джан