С небес спустилась рука с проводами и невидимым вайфаем, и голос сказал: «Человек! Вот тебе всё, вот тебе вселенский информаторий со всеми знаниями о прошлом, со всеми культурными наследиями человечества. Вот тебе музыка, картины, инфа по любому виду искусства – всё есть. Вот тебе и смартфончики удобные – в любой момент к информаторию подключаешься.
Кино? Вот тебе – хочешь, немое кино с Бастером Китоном? Хочешь – любую киноклассику, хочешь – любого Фон Триера, хочешь – документалку классную? Ну ты же смотрел «Брат-2», а раннего Балабанова что – неужели не хочешь посмотреть?»
Казалось бы культурный уровень человечества должен резко повыситься. Условный провинциальный гопник, серфингуя по интернету, наткнётся на другую музыку. Хоть краем глаза, да заметит, что есть другие фильмы, другая эстетика, вообще другие миры какие-то.
Но ни фига подобного не происходит. Люди живут в своих мирочках, варятся в собственном соку, а что там за пределами – часто вообще не замечают. Видят и узнают знакомое и понятное, а что-то иное – не видят вовсе, как будто это вынесено за скобки восприятия, в слепой зоне находится.
Хороший пример – БГ ). Знаю массу людей, для которых он, как минимум, – безусловно важная фигура в культурном поле. Однозначно и неоспоримо существует, например, как Пушкин. При этом знаю людей, для которых БГ… не существует вовсе. Просто нет его, и всё. Ну, или где-то там, на периферии их сознания, маячит какой-то невнятный старец с блеющим голосом – и это всё, что они о нём знают.
И наоборот – те люди, которые вдохновенно слушают БГ, тоже варятся в своём супчике и совершенно слепы относительно многого другого. Для них, например, Майкл Джексон не существовал никогда, лишь где-то на периферии сознания, какой-то мутант-кривляка, попса и заклеймим.
А для нового юного поколения – кажется, что и Джексон, и БГ для них одинаково не существуют. У них есть свои герои – они зримы, живы, объёмны… Настоящие. Здесь и сейчас. А всё остальное – в расфокусе.
И у меня эти слепые зоны есть – например, как-то не сложилась привычка ходить в театр. То есть, само собой, люблю, время от времени бываю, но когда встречаю каких-нибудь увлечённых театралов, и они начинают сыпать фамилиями актёров, режиссёров, сравнивать одну постановку с другой – сразу понятно, что это целый мир, о котором я почти ничего не знаю - так, по чуть-чуть, случайными фрагментами. Говорю себе – надо присмотреться, что там сейчас в театре происходит, но… нет привычки.
Рискну предположить, что этот сектор культурного обзора обусловлен 1) – бэкграундом, тем, что окружало в детстве, и 2) - тусовкой, кругом общения. Это как у подростков: если в тусовке принято слушать такую-то группу, ты тоже будешь её слушать, или хотя бы будешь в курсе, что она есть. А всё, что мимо твоей тусовки – легко пройдёт мимо тебя. И мы все продолжаем вариться в своих культурных кружочках, несмотря на абсолютную доступность любой информации.
Притом эти слепые зоны сложно самому себе диагностировать. Пока не придёшь, например, по случайно доставшемуся билету в филармонию, и увидишь, что вокруг много людей, они пришли туда по своей воле, и искренне любят классику. И не призадумаешься – а с чего это они?
Вопрос в зал: а какие у себя можете предположить «слепые зоны»? Или, может быть, какие-то культурные сферы, какие-то имена, к которым вы раньше были слепы, а теперь – бац – и вы их вдруг увидели?