Ещё пару месяцев назад я думал дать ссылку на это выступление Гранина. Первая мысль была: "Надо распространять, пока он живой". Вторая: "Да зачем, все и так видели".
А ведь не все видели, и не все читали, правда? И вот сейчас понятно - это эпоха ушла, страница перелистнулась. Перелистывается. Время уходит с его свидетелями. Первый канал показал сюжет про старичка-гуманиста, блокадника и заслуженного... Давайте его самого послушаем.
Я об этом его выступлении узнал от родителей. Мама моя, 45-го года рождения, она не слишком -то смотрит телевизор, вдруг сказала: "Ты видел, Гранин, это писатель такой, рассказывал о блокаде? Он немцам рассказывал, и всё говорил, как было. Как люди людей ели. Как в Ленинграде жили."
И я понял - мама зримо представляет, как это могло быть, как это было. Она родилась там, почти в этом времени, это почти её детство. И в памяти у мамы остались рассказы старших о блокаде, о войне, это было ещё живо, ещё не прошло.. И я вдруг понял - эти рассказы Гранина для неё важны, близки, она чувствует связь. Это от нас уже далеко, совсем не близко, за несколько поколений. И скоро совсем станет пустым звуком, патриотической датой, которую можно крутить и так и сяк - потому что свидетелей уже не осталось.