inkpoint (inkpoint) wrote,
inkpoint
inkpoint

Category:
  • Music:

ДокДокДок


    Это питерская школа фотодокументалистики. Я там отучился почти год, в итоге по сумме разных причин всё же бросил, но это был полезный опыт. Если говорить коротко – то всем, кто интересуется документальной-социальной фотографией, я эту школу советую.  Дистанционное обучение тоже есть – можно смотреть прямые эфиры и записи лекций, общаться и обсуждать всё в группой в онлайне. http://www.docdocdoc.ru/

А если подробнее, то будет длинный текст...



Я довольно много фотошкол видел изнутри – я в них преподавал или был приглашённым лектором.  Помните, лет десять тому назад был настоящий бум фотошкол для условных домохозяек – ну, для тех, кто зеркалку купил, а что с ней делать, не знает. Это был бизнес, в котором уровень образования зависел исключительно от пассионарности преподов и организаторов – ну, и от общего уровня этих самых домохозяек (домохозяйки, не обижайтесь).  В этих школах обычно не ставили вопросов «зачем всё это» и «что я хочу сказать камерой»  - а скорее «как снять красивую картинку, которая получит 250 лайков».
Потом мне посчастливилось попасть в школу «Фотопроект» - знакомые свели с Павлом Косенко, а он как раз вдохновитель и пассионарий, и школа создалась такая же. Паша сказал – «Нам нужен курс по истории фотографии, это важная штука», и я этот курс вёл несколько лет, хотя никакого особенного дохода он школе не приносил.  В школе смело опровергали типовые шаблоны, поощряли всяческую смелость, но чистых документалистов там не было – были классные эстеты.    

После переезда в Питер я попримыкал к паре питерских фотошкол  - и они оказались совершенно питерские, во всех смыслах. Это, скорее, были клубы по интересам – тёплые, со своей атмосферой и со своими адептами, но приходишь вести лекцию – а проектор не подключён, ноут глючит, с потолка капает, какой-то постоянно лёгкий хаос. И в Питере – акцент на всякий арт,  ручная печать, изыски всякие вневременные.  Мне же всё больше была интересна документалка.

Кстати, о московской школе Родченко ничего не скажу - не соприкоснулся.  А то, что делают в питерском «Фотодепартаменте», кажется мне в большинстве своём совсем уж  «искусством для искусствоведов»,  надуманным и далёким от жизни.

Так вот в чём одно из важных отличий «ДокДокДока» от других школ. В большинстве заведений я замечал пусть тщательно скрываемое, но всё же неизбежно сквозящее отношение свысока - от преподавателей к студентам. Мол, мы-то авторитеты, посвящённые жрецы фотографических муз, а вы…  так, любители. Ну, походите вы в фотошколу, научитесь кое-чему, а всё равно в свой офис вернётесь.  Каюсь, сам этим грешен был.

А тут иначе.  Школу ведёт основной вдохновитель и преподаватель  Миша Доможилов – человек с собственным большим опытом, автор очень нехилых документальных проектов, многих конкурсов призёр. Он знает эту современную док- кухню изнутри, и он готов рассказать и научить, как это делается. Не свысока и без апломба, поскольку в аудитории все – единомышленники, все хотят не просто «красивую картинку», а рассказывать камерой о жизни. И каждый студент может прийти к конкретному результату в виде опубликованного проекта и призовых мест на конкурсах, вплоть до WPP (см. раздел «Трофеи» на сайте школы).

Ещё у Миши мощный мозг и большая любовь к делу, эрудиция и организаторские способности.  Человек ведёт многочасовые занятия, организует весь этот громадный учебный план с приглашёнными преподавателями, мотается со студентами в экспедиции – в том году это были Архангельск, Владивосток, Екатеринбург.  Мне кажется, он правда всего себя этой школе посвящает.   
А ещё Доможилов очень тактичен в оценках, от него редко услышишь «вот так надо» или «так нельзя»,  он скорее, мягенько так подталкивает студентов свою голову включать, советы даёт, но без готовых решений.


Теперь о личном.
Почему я пошёл учиться в «ДокДокДок» – я понимал, что вот я уже много лет снимаю, а всё равно это очень хаотично и бессистемно, какие-то фрагменты того-сего, и они не складываются в целостное высказывание, в какую-то ясную авторскую тему.  Хотелось эту свою тему найти.
Во-вторых, я начал чувствовать какой-то даже неприятный барьер между собой и теми молодыми, которые делают именно что «проекты», публикуются в журналах, занимают призовые места на конкурсах, вскрывают какие-то свои темы с помощью камеры – как будто они знают какой-то секрет, а я этого секрета не знаю, так и топчусь под дверью.  Хотелось узнать секрет.   )

Главного секрета я так и не узнал, да и нет его. А простые истины – открылись, и вот они:

Для того, чтобы делать проектную документалистику, надо этим гореть.  Надо всерьёз хотеть погрузиться в людей и тему – ну, например, пойти и снимать жизнь мигрантов,  гомосексуалистов, альпинистов, нацистов, матерей-одиночек, говорить с ними, внедряться в их круги.  Жить этим, отрывать задницу от стула. Именно что РАБОТАТЬ НАД ТЕМОЙ.

Во-вторых, самодисциплина. Не прилетит в голубом ветолёте никакой Главный Редактор и не скажет – вот тебе командировочные, езжай туда-то и снимай вот это. Ты сам себе должен. Ты сам себе начальник, планировщик, спонсор и пиар-агент.

И вот это – главное, а не твои фотографические таланты, чувство композиции и решающего момента.  Эстетика приложится, если ты хоть сколько-нибудь умеешь видеть, а иногда она и вовсе не нужна.  У нас в группе были и совсем «чайники», например, одна девушка вообще поначалу диафрагму от выдержки не отличала.  А потом именно она первой выполнила задание, которого все боялись: отловила на улице гастарбайтера, напросилась к нему в гости в какую-то дикую рабочую общагу и полночи снимала его, и рассказ о человеке – получился.

То есть, как всякая настоящая дорога – это дорога через свои страхи и неумения.

А у меня как раз появилась уважительная причина филонить – дочь моя юная, и хотя на каждом занятии я искренне думал: «Да! Да! Надо просто смелей и решительнее, надо делать! Вот это классное задание, надо снять! Вот сейчас я ухвачу за хвост это «своё», и буду это снимать!» - всё это так же легко забывалось за всякими бытовыми заботами. Что-то такое обывательское появилось – зачем мне все эти другие люди с их проблемами, когда самые близкие люди дома ждут, да и своих проблем хватает?
Вот что я дома скажу – что я полдня по городу ходил, снимал портреты незнакомых людей, у нас задание такое?
 И все главные вопросы – что же я такого важного могу сделать фотокамерой, где эта тема, которой я буду гореть, так и остались нерешёнными.
Скорее всего, это уже просто возрастная инертность и лень.
А дорогу осилит идущий.
Особенно, если есть хорошая школа.
Tags: текст
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments