Мне тогда пришлось развернуть целый экскурс в историю - о противостоянии официальной советской эстрады и бардов с гитарами, о том, как из этих бардов вышел русский андеграунд-рок, в котором почти все были любителями-самоучками. О том, что для этих людей именно текст был первичен; о вечном противостоянии танцплощадок и квартирников, «попсы» и «интеллектуалов», о том, что в нашем пространстве парням с гитарами куда важнее была энергетика, искренность, тот самый «живой нерв», чем собственно музыка…
Просветил, но не убедил, музыки у нас всё равно не прибавилось.
И всё-таки стало интересно составить личный список – о тех русских группах и альбомах, в которых я слышу музыку, кроме текста. Это, конечно, совершенно личная вкусовщина, но интересно покопаться. Не буду лишний раз упоминать «Аукцыон» и «Вежливый отказ» - тут уж бесспорно, музыка есть. Но есть/были и ещё.
Кстати, занятно, что у многих хороших групп «музыкантство» расцветало на какие-то пару альбомов, на каком-то временном отрезке, а потом всё опять упрощалось… Ну, начнём.
1 - Алексей Романов – во всяких своих коллаборациях рубежа 80-х - 90-х, этот период толком даже в записях не зафиксирован. Крутейшая свобода, многослойность, а как вокалист Романов совершенно неподражаем, эта манера его, такая странная и такая смелая… Ещё в 2003-м у «Воскресения» был альбом «Не торопясь» - это тоже на большую часть романовские вещи.
2 - Nautilus Pompilius – Родившийся в эту ночь (1990) , переиздано на CD в 1994
На обломках «синтезаторного» Наутилуса возник новый состав с плотным гитарным звуком. Всё точно, всё пульсирует холодом и теплотой одновременно. Послушайте «Бриллиантовые дороги» именно в этом варианте, эту аранжировку.3 - Паперный Т.А.М.
Ох, как мы ходили на эти концерты. Даже записей не было почти никаких, и единственным способом услышать эти песни было прийти на концерт. Кларнет и виолончель в составе, ни на что не похоже. Как-то после концерта я подошёл с благодарностью к виолончелисту - мол, мне так нравятся ваши аранжировки, а он с явной грустинкой ответил: «Лёша теперь хочет всё упростить. Он ведь сам не такой простой, я вижу, он намного интереснее… но зачем-то хочет, чтобы было проще». Так и вышло – Паперный двинулся в притопы и прихлопы, стал более доступен, уволил виолончель…
Вот ещё нашёл реликтовое видео 95-го года – тут какой-то совсем ранний состав, и виолончелиста этого ещё нет, но примерно таким я Паперного и помню )
4 - Ноль (и сольный Чистяков тоже) Вот это вообще удивительное дело, потому что Ноль для многих – это тельняшка и водка, человек и кошка, всё такое наше простое. А Чистяков – крутейший музыкант и мелодист. Тут даже и объяснять нечего. На этом видео дяде Фёдору 19 лет, и такое уже у них пауэр-трио.
5 - Несчастный Случай.
Белые воротнички, эстеты в пиджаках – и для всяких рокеров и неформалов они всегда были слишком правильными, «мажорными», а потому чужими.
А для народных масс они слишком сложные (несмотря на явный талант Кортнева и К иногда попадать точнёхонько в массовый вкус, адресоваться условному «простому парню»). Начнёт такой «массовый слушатель» слушать альбом – а там уж как-то слишком мудрёно.
А на самом-то деле именно они - тот на редкость удачный случай, когда крепкие тексты воплощены в стильных и музыкально интересных аранжировках. Русский рок умер, а «Несчастный случай» - очень даже жив. А кто не слышал - послушайте ранний “Mein Lieber Tanz”, там абсурдистский авангард и театральщина.