inkpoint (inkpoint) wrote,
inkpoint
inkpoint

Categories:
  • Music:

вагонные споры

- Не подскажете, сколько времени?
- Простите, а как пройти на улицу Репина?
- Скажите, а где здесь ближайшая аптека?

     Весь этот разговорник уже остался в прошлом, уже нет поводов говорить «Простите, не подскажете?» - теперь нам всё подскажет смартфон. Ещё несколько лет – и внезапное обращение незнакомца к незнакомцу станет чем-то непривычным и даже пугающим.  Это уже почти так.
Вот согласитесь, если к вам на улице обращается незнакомый человек, вы скорее всего  насторожитесь – восемьдесят из ста, что он хочет от нас получить какую-то выгоду.  Он рекламный агент, попрошайка, или просто пьяный-неадекватный. Все приличные люди ходят со смартфонами, находят там ответы на все свои вопросы и без крайней надобности своих сограждан не тревожат.

    Городская среда уже изменилась – на улицах и в метро всё меньше людей, которые смотрят на других людей и на мир вокруг. Всё больше людей, герметично уткнувшихся в экранчик.  И мы очень быстро к этой новой реальности привыкаем, запросто скоро забудем, что было иначе.

     Но давайте просто вспомним. Я помню, как какие-нибудь тётушки легко могли зацепиться языками на площадке автобуса: Это что у вас, гладиолусы да, такой особенный сорт, а я в этом году луковицы не брала, знаете, дома можно вывести, а у меня внук во второй класс пошёл, так он знаете, что натворил, глаз да глаз за ними, но ведь я вот что вам скажу, вы в церковь ходите – ну так свечку поставьте, а пенсия-то теперь, сами знаете, какая, вот я двадцать три года на заводе – и что, да нет, вы ещё молодая, какие ваши годы, а я на даче пионы посадила – так что вы думаете,  принялись.

     Я помню, что в поезде, в плацкарте, между незнакомыми людьми почти что непременно затевался какой-то разговор, и это было частью ритуала дороги.  Плацкарт для всех был средой потенциального общения; пространство вагона становилось условной коммуналкой, где вчера ещё незнакомые люди начинали рассказывать свои жизненные истории, спрашивать у соседей помощи в кроссвордах, играть в карты, пить, флиртовать, а если ты лежишь просто на верхней полке – ладно, может ты устал , или просто нелюдимый, шут с тобой.
(Сейчас пишу это и чувствую себя каким-то динозавром, как будто мне 150 лет и я описываю нравы давно ушедшей цивилизации).

     А что теперь - теперь  «добрый вечер», «разрешите, я здесь вещи поставлю», «всего хорошего» на конечной станции, и всё, не больше.  Спокойная дистанционная вежливость, не приглашающая к общению и не предполагающая взаимных откровенностей. Вот человек разместился в поезде, воткнул наушники и едет.
И это уже сейчас норма.  А говорить больше, спорить о политике и метафизике, рассказывать, как сын во второй класс пошёл, или что у меня тут есть одна, я ей говорю, давай съедемся, а я чё – я ж нормальный мужик, но тут вот какая проблема… – всё это уже не принято.

      Я даже вижу занятную возрастную разницу – например, и в поездах, и на каких-то массовых мероприятиях – как ни странно, но люди, скажем, за 35, гораздо легче между собой начинают общаться, поскольку привычка всё-таки есть. А вот условный «молодняк», то есть люди выросшие уже в интернете, как правило, сами по себе.  В наушниках.

Tags: текст
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments