Ох, как я люблю такие портреты - их само время делает. Однако дальше, под катом, портретов будет мало - зато будут большевики, лётчики, командир бронепоезда, начальник "Дороги Жизни" и пионерка.
Леля Богданова, 1921-1935. Никогда не видел довоенной цветной эмали в такой сохранности. Либо время чудом уберегло, либо портрет сделан (или обновлён) уже десятилетиями позже.
Список заслуг и должностей очень хорошо наследует дореволюционной традиции. С одной небольшой разницей: в старом мире обычно именно мещане окружали почётного покойника списком титулов и достижений - скажем, "Купец первой гильдии, почётный гражданин и меценат", а могилам военных достаточно было имени и звания (хотя это, конечно, не правило, лишь тенденция). В новом мире надгробие должно было свидетельствовать - что покойный сделал для общего дела, будь то военный или гражданский человек. Та же пионерка Леля - тоже тому подтверждение. Не просто девочка. Пионерка!
Правда известный и опытный полярный лётчик, о смерти писали в газетах.
А тут, конечно же все скажут, что главврач уже пользовался смартфоном. Ну, а что ещё это может быть? Но это был мощный человек. "Много путешествовал по России на велосипеде, пешком, по железным дорогам, на пароходе, побывав почти везде, кроме Туркестана, Севера и Польши". Смотрите Вики - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B2%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%BE%D0%B2,_%D0%93%D0%BB%D0%B5%D0%B1_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_(%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%87)
Вот тут изначально невысоко и скромно.
Директор
Окт. Вагон. З-да
Трагически погибший
38 лет на Ст.Тула.
15/VIII/33 г.
Фамилия неразборчива.
Артиллерист, участник обороны острова Ханко. В различных материалах об обороне регулярно упоминается. Как и где погиб в 1944-м - интернету не известно.
Цитата:
...7 декабря, спустя две недели после того, как началось движение автомашин по льду Ладожского озера, начальником ледовой дороги был назначен участник гражданской войны, капитан 2-го ранга М. А. Нефедов. Для моряка Нефедова путь по льду был «фарватером», как он его называл. Разница только в том, что по этому «фарватеру» шли не корабли, а автомашины, и препятствиями были не мели и рифы, а майны, трещины на льду, метели, бури и коварный враг рядом.
Порядки на трассе М. А. Нефедов установил морские. Он был полным хозяином трассы. Его «эмка» носилась по ней днем и ночью. В самые критические моменты, в самых опасных местах из машины на лед выходил невысокий, на редкость подвижный, несмотря на полноту, человек, мгновенно принимались решения, отдавались приказания — и снова в путь.
...24 мая 1943 года во время ожесточенного налета фашистской авиации на бухту Морье М. А. Нефедов погиб...
От прямого попадания вражеской бомбы загорелись продовольственный и топливный склады. Не обращая внимания на то, что налет еще продолжается, М. А. Нефедов помчался на легковой машине к месту пожара вместе с начальником штаба базы капитаном 2-го ранга П. И. Барабаном. Буквально перед этим им был подписан акт о сдаче дел вновь прибывшему командиру базы в связи с назначением на должность заместителя начальника тыла Балтийского флота. Не доехав до горящего склада, Нефедов был убит осколком бомбы.
************
P.S. Так-то довольно дистанционно смотришь на памятники. Умозрительно. Пока вдруг не возникает связь - я вспоминаю, что моего деда, после ранения в 1942-м, вывезли из блокадного Ленинграда по "Дороге Жизни", через Ладогу. То есть я своей жизнью вот этому капитану Нефёдову хоть на немного, хоть на малый процент, обязан.
А ещё - всё больше понимаю, что нет никакой прямой связи между многословием эпитафий, внешним величием памятников и тем, сохранилось ли это имя в памяти потомков, то бишь в интернете. Значимость человека теперь определяет Википедия. Мне встречается множество надгробий, по которым ясно - человек при жизни был общественно значим и важен не только родственникам, а поиск в сети внезапно ничего не даёт. Получается, если человек попал в Вики - он есть, опознан, память о нём существует везде, где есть доступ к сети. Не попал в Википедию - доступ к памяти только такой, увидеть памятник и прочитать надписи.