inkpoint (inkpoint) wrote,
inkpoint
inkpoint

Category:
  • Music:

о символах веры

"...глядя на могильные кресты в снегу и под снегом, я подумал, что из всех мировых религий у единственной, христианства, символ — орудие казни, знак смерти. Звезда Давида — об общности происхождения и необходимости жить по заветам. У полумесяца долгая и запутанная символическая история, но он не о смерти. Колесо сансары — о круговороте жизней. Даже свастика — пожелание блага, которое обернулось своей противоположностью, когда стало символом псевдорелигии. Всё это — о том, что надо жить несмотря на то, что умрёшь. И только кресты — постоянное напоминание о мучительной смерти над городами, деревнями, пространствами. А на кладбищах они празднуют торжество: мы же вам говорили, что так всё и закончится". (karandash )

И ведь не поспоришь же. Это же вот прямо очевидное-незамечаемое. Впрочем, я немного покопал интернет и конечно же, оказалось, что Карандаш не первым это подметил, например:
"Если бы Иисуса казнили на гильотине, мы бы сейчас молились на её большое блестящее лезвие". (Паскаль Мерсье. Ночной поезд на Лиссабон)

И даже в статье православного журнала "Фома" говорится, что "крест как главный символ христианства столь же парадоксален и уникален, как и оно само"  (пародоксален!) Далее:
"Эта та высокая диалектика христианства, о которой мы уже не раз говорили в разных статьях нашего Толкового словаря. Крест становится символом и постоянным напоминанием того, что Христос Своею смертью на кресте попрал и победил ту же смерть".
Другие канонические трактовки акцентируют смысл "искупительной жертвы", то есть то, что Христос умер на кресте во искупление грехов человеческих.

Я, наверно, пока не очень врубаюсь в "высокую диалектику христианства". Но искренне пытаюсь хоть что-то понять. И все эти толкования нисколько не объясняют мне, почему символом веры должно быть тело мертвеца на орудии его пытки и убийства. Даже если этот мертвец якобы искупил грехи всего человечества - непонятно, почему символом должна быть жертва, страдание и труп.

Добавлю к этому простой факт: оказывается, у первых христиан крест мог и не быть главным символом - вплоть до пятого века изображения креста и сцены распятия встречаются редко. Зато в раннем христианстве существовал целый набор других популярных аллегорических символов, например: рыба, агнец, голубь, якорь и прочие, а также разные монограммы имени Христа. Процитирую Вики: "Собственно распятия впервые появляются в V—VI веках, и на древнейших из них Христос изображён живым, в одеждах и увенчанным короной. Терновый венец, раны и кровь, собираемая в чашу, появляются в позднем Средневековье наряду с другими деталями, имеющими мистический или символический смысл.
До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, — и только в X веке появились изображения мёртвого Христа".

И вот она разница, ещё какая! Да простят меня верующие, но живой и торжествующий чувак на кресте куда мощнее замученного трупа.

P.S. Иллюстрация: Хризма – раннехристианский знак на основе монограммы из первых двух букв греческого ΧΡΙΣΤΟΣ, иногда дополнялся буквами Альфа и Омега и вписывался в круг. Гораздо больше про круговорот, правда ?

Tags: текст
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments