inkpoint (inkpoint) wrote,
inkpoint
inkpoint

Category:
  • Music:

Этика нового времени

В «Русском Репортёре» - длиннющий лонг-рид о социальных переменах, которые нам принёс цифровой век. О том, чего мы сами можем не замечать, именно потому, что мы в этих процессах живём.  И кажется, там много дельного подмечено, о некоторых аспектах я и сам думал не раз. И я бы всем рекомендовал, но это правда очень длинный текст, поэтому ниже будет нечто среднее между конспектом и личным моим комментарием. Интересно стало сформулировать своими словами.

*)   Индивидуализация. Ещё недавно человек ощущал себя частью общины, частью коллективного «мы» - будь то церковный приход или городской двор, в котором все друг друга знают; а советское общество и подавно было пронизано различными формами коллективизма.
А теперь человек автономен, и коллектив ему не нужен. Он может жить один, он свободен от всех норм, которые неизбежно возникают в общине.  Он может работать на удалёнке, не знать соседей по подъезду, не состоять ни в каких сообществах. Современный человек – это такой прогрессивный индивидуалист, который исповедует принцип "Живи и дай жить другим"

    Автономность переходит  в отчуждённость, уровень доверия людей друг к другу падает. Если раньше люди были более склонны к общению и разговор между случайными попутчиками в поезде был нормой, то в новом мире всё больше ценится приватность, невмешательство в границы друг друга. Близкий контакт уже нежелателен, потенциально страшит, и даже друзьям порой проще общаться дистанционно, в мессенджерах. А что касается секса – то соцопросы говорят, что люди на порядок меньше этим занимаются, чем в конце XX-го века.  Одиночество в мире всеобщих коммуникаций, сложность найти партнёра несмотря на все Тиндеры и Мамбы – вполне распространённый диагноз в наше время.

В то же время человеку хочется ощутить себя в общности единомышленников, и в обществе есть запрос на потерянный коллективизм, на объединяющие идеи. Отсюда, отчасти, – рост волонтёрских и протестных движений, возвращение людей к религии, поиск «кружков по интересам».

*)     Внешность и самопрезентация. Советский мир был полярным (свой/чужой, плохо/хорошо, можно/нельзя) и диктовал набор предписаний, каким надо быть внешне, чтобы вписаться в социум. Теперь же Интернет дал людям понимание множественности вариантов – ты можешь быть фриком, ты можешь менять пол и потолок, все дресс-коды летят к чертям, продвинутые компании декларируют при найме: «нам не важно, как ты выглядишь – важно, что ты умеешь». Разноцветный фрик уже вряд ли вызовет вопросы у окраинной гопоты – даже гопники теперь понимают, что можно быть любым, и это нормально.

*)     ЗОЖ, как новая добродетель. Модно быть спортивным, ходить на фитнес, быть веганом, йожиться… Пить и курить – не модно. Вот по моим ощущениям, молодёжь довольно чётко делится на тех, кто ещё цепляется за старые сценарии с алкоголем, табаком и прочими веществами, и тех, кто этого уже не приемлет категорически. Кажется даже, что новые «зожники» поглядывают свысока на тех «порочных», но напрямую они не скажут, у них ведь ещё одна новая ценность – толерантность.

*)  Семья. Для XX-го века семья была ключевой общностью. Одиночки и разведённые вызывали сочувственные взгляды соседей, а типовая семья напоминала большую грибницу, в которой все участники поддерживают связь.  Возьмите любой мемуар XX-го века – там почти непременно будут фигурировать тёти и дяди, двоюродные братья, шурины, девери и прочие золовки, которые регулярно приезжают в гости или присылают открытки к праздникам.
Теперь же городская семья уменьшилась до кластера «мама-папа-ребёнок», лишь бабушки и дедушки рядом, да и то не всегда.
Да и такая семья уже не нужна, нет необходимости. Женщина может заработать сама и в одиночку вырастить ребёнка, и многим комфортнее именно этот вариант. Мужчина может жить не с женщиной, а со стиральной и посудомоечной машиной. Партнёрские и гостевые браки становятся естественным выходом для поколения индивидуалистов, которые не готовы уживаться на одной жилплощади.

Все получили свободу искать своё счастье, как вздумается, и нет уже никаких предписаний – «как надо», «как правильно».  Традиционная модель «и в горе и в радости, пока смерть не разлучит нас»  - уже не образец для соответствия. Новых моделей – множество, а как правильно – никто не знает.

Гендерные и семейные роли тоже сдвинулись – уже всё меньше типовых представлений о «сильном мужике – главе семьи» и «женственной домохозяйке». Женщина может делать карьеру, ещё как. Мужчина может сидеть с детьми. И это нормально.  Женщина не обязана соответствовать стереотипу женственности, мужчина не обязан быть суровым мачо, и это тоже нормально.

*)    Иерархия «младшие-старшие» тоже шатается. Традиционно старший – это авторитет и носитель знаний, которого надо уважать, со старшими не спорят и всё прочее.  Теперь же новое поколение очень быстро накапливает свой опыт, который зачастую актуальнее опыта родителей. Папа может научить сына рубить дрова, но пригодится ли сыну это умение? Дедушка не знает, как вызвать Убер, а внук справится за пять секунд – и кто у кого должен учиться?
Как говорит одна моя знакомая, школьный психолог: «Они в этом родились, они как рыбы в воде там плавают. А мы все, кому за тридцать, – всё равно как аквалангисты».

*)    Тренд на толерантность в целом: не осуждать, не навязывать, не нарушать чужие границы… В том числе - толерантность к меньшинствам. Понятно, что это до нас доходит очень постепенно и медленно – но будет продолжаться. Среди моих знакомых есть как минимум три человека, которые в последние годы открыто признали свою гомосексуальность, хотя бы для ближнего круга. Они не ходят на гей-парады и вообще мало похожи на карикатурный образ «голубых» - но они нашли в себе мужество для каминг-аута. И это о чём-то да говорит.

Другое дело, что гиперкорректность и деликатность во всём может обернуться новыми рамками: этого не скажи, того не сделай… Ещё немного – и обычная попытка знакомства на улице будет считаться чуть ли не харрасментом и нарушением личных границ… Но поживём – и увидим.

Статья Андрея Константинова и Марии Пази - https://expert.ru/russian_reporter/2019/10/chto-takoe-horosho-i-chto-takoe-ploho-na-novyij-lad/

Tags: текст
Subscribe

  • Джентльмены и мамонты

    На одной священной скрижали, завещанной предками, было написано: «За девушку надо платить». А на другой – «Любовь не…

  • ****

    31-го января взяли двух моих друзей. Девушке из Москвы дали 5 суток. Другу из Питера дали семь. Я этих людей знаю хорошо, и они вовсе не…

  • песня месяца: The Waterboys - Do We Choose Who We Love (2017)

    Простенький поп-рок от британских инди-ветеранов, милый и немного скучный, но меня здесь цепляет вопрос в припеве: выбираем ли мы тех, кого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments