Масскульт – отличное зеркало. И если проследить эволюцию женского образа в поп-музыке, то картина получится очень занятная.
В 60-х модными были “ye-ye girls” – они, конечно, для своего времени были бунтарки, но в мини-юбочках, все такие миленькие.
В 70-х певицы продолжали транслировать типичные женские роли патриархального века.
А в 1978-м появилась рубежная “I Will Survive” – с тех пор вечнозелёный гимн сильных женщин.
В 1979-м девушки из ABBA плавно задекларировали право женщин на свои простые желания “Gimme! Gimme! Gimme! (A Man after Midnight)”. Впрочем, ABBA – ещё в традиции, героине песни пока ещё очень нужен мужчина.
В 1983-м Синди Лоупер стала кумиром школьниц с вещицей “Girls Just Want to Have Fun ” – вроде бы незатейливая песня превратилась в подростковый манифест.
В 80-х настало время андрогинных фриков: Анни Ленокс, Грэйс Джонс, Шинейд О’Коннор, но даже они, эпатажные внешне, были в целом весьма про любовь и нежность. Или про арт и эксперимент.
Мадонна и её ученицы развивали вектор секс-провокации.
Шаде и Уитни Хьюстон по нынешним меркам вообще лапочки.
И тогда же проявились интеллектуалки – Тори Эймос, Кейт Буш, Сюзанна Вега… И они были очень круты: они были женственны, офигенно талантливы, они делали свой авторский материал, - но заметьте: никаких таких флагов феминизма над ними не развевалось. И они были в первых десятках чартов, их альбомы продавались огромными тиражами. Даже удивительно – но в восьмидесятых поп-музыка вполне имела право быть умной.
В девяностых и нулевых фрики становились всё фриковее – Пинк, Леди Гага. Секси-гёрлз состязались в искусстве соблазнения зрителя верчением поп – Шакира, Рианна, куколки типа Бритни и всевозможные гёрлз-бэнды в формате «поющие трусы». Соблазнение довелось до абсурда, до какого-то абсолюта, за которым вся эта визуальная эротика уже потеряла смысл и превратилась в китч.
А интеллектуалки куда-то делись, пропали из хит-парадов.
И вот (пенсионерское ворчание) - посмотрите теперь на клипы и на имидж нынешних звёздных поп. (-) певиц. Теперь там декларируется именно что сила и независимость от мужчин: мол, хоть с тобой, хоть без тебя я буду крутой и свободной. Ты уже не залог моего счастья, не надейся.
Нынешние мировые поп-дивы - давно уже не милые девочки и даже не пылкие женщины, поющие о любви. Это инфернальные дьяволицы, и эти суккубы уже не обещают мужчинам никакой нежности, никакого доверия-единения. Они уже не про любовь поют, и даже не про секс. Интима не будет. Они транслируют: «я – сильная и опасная сука, и в этой войне я выиграю, понял?»
Да, внешне они очень секси, но это уже не из-за устаревшей глупой задачи угодить мужчине-зрителю. Они не для этого секси. Они опасные, они властные, они этакие БДСМ-госпожи, и мужчина-зритель перед ними трепещет, а девушки смотрят и думают: «Вот крутая! Хочу быть, как она!»
**** )
Я сначала написал этот текст, на субъективных ощущениях, а потом решил посмотреть женские клипы последних лет из MTV Music Awards (вдруг я ошибаюсь, сужу поверхностно, чего-то не вижу). Но чёрт возьми, я даже не ожидал такого подтверждения…
Beyoncé – “Hold Up” (2016) Бейонсе ходит с бейсбольной битой и разбивает стёкла машин. Постоянно улыбается.
Taylor Swift – "Blank Space" (2014) Героиня сначала заводит себе салонного красавца, а потом им же и недовольна. “Baby, I’am a nightmare dressed like a daydream” – поёт она и да – клюшкой для гольфа бьёт его машину )) В конце клипа к ней приезжает очередная жертва на крутой тачке.
Katy Perry – “Dark Horse” (2014) – певица в образе какой-то древнеегипетской жрицы или богини сидит на троне и принимает женихов, которые приходят к ней со всякими драгоценностями и подношениями, как же иначе. Чем-то они ей все не нравятся, и она каждого испепеляет взглядом, буквально. Убивает всех. Последний кадр –последний из женихов, не испепелённый, но превратившийся в маленькую собачку, заискивающе смотрит на богиню, высунув язык…
Ariana Grande – “God is a woman” (2018) – В названии всё сказано. А в клипе перед Арианой бегают программно уменьшенные мужчинки, критикуют и ругают её по-всякому, но великанше всё это нипочём. А потом она появляется в какой-то милитари-каске с ушками, в перчатках по локоть с надписью “POWER”, и… да, с огромным молотом. И произносит квазибиблейскую речь на тему «кто сестёр моих обидит, на того обрушу гнев свой», примерно так… Финальная сцена – фем-ремейк «Сотворения Адама» Микеланджело .
Кадр из клипа прикрепляю, как иллюстрацию. No comments.
P.S. И кстати, про умных - есть сейчас популярные певицы, которые не про шевеление попой и не про власть?
Метки: текст
Музыка: F.R. David - Can't Get Enough