Свою книгу «Иметь или быть?» Эрих Фромм начинает с двух цитат. Вот они:
Сквозь древность ты пророс, цветок,
Я из руин тебя извлек,
И вот ты на моей ладони -
Головка, корни, стебелек...
О маленький цветок, когда б я мог
Постичь твоей природы корни,
Тебя к груди прижать навек,
Тогда б я понял, что есть Бог
И что есть человек.
(Теннисон, Англия, XIX-й век)
Внимательно вглядись!
Цветы пастушьей сумки
Увидишь под плетнем!
(Басё, Япония, XVII-й век)
Для Фромма это – отправная точка для рассуждения о двух моделях человеческой психики (при этом он отмечает, что в чистом виде эти модели встречаются редко, но всё же, как правило, в человеке явно преобладает одна либо другая). Первая модель – это «модус обладания». Человек стремится овладеть как можно большим (количеством вещей, достатком, властью, социальным статусом – или даже просто коллекцией марок), такой человек познаёт мир через обладание. Им и людей надо познать через обладание, заполучить других людей в отношения власти и связи, в какие-то обязательства, психологически доминировать, они жадные до всего этого.]
Вторая модель – «экзистенциальный модус», и такой человек довольно легко расстаётся с вещами, ему не свойственно накопление, но для него очень ценны эмоции, впечатления, ту самую «радость жизни» он получает не от обладания чем-то, а от деятельности, взаимодействия с миром или даже просто от созерцания мира. И он не хочет никого присвоить, не хочет никем управлять.
В середине книги Фромм изящно проецирует это на взаимоотношения полов. Цитата:
«Мужчина и женщина могут испытывать взаимную симпатию, и для этого могут быть самые разные причины: общие взгляды, вкусы, идеи, темперамент, ценностные ориентации и т.д. Однако люди с потребительским типом мышления обязательно переносят эти симпатии в сферу сексуальную. А люди экзистенциального склада умеют наслаждаться обществом друга (или подруги), не настаивая на том, чтобы «сорвать цветок» (см. стихотворение Теннисона)».
И вот эта цитата мне показалась очень интересной и спорной. Насколько я знаю этот мир и людей, для многих мужчин общение с женщиной будет неполноценным, вечно каким-то незавершённым, если они ей не овладеют в прямом смысле (а потом уже можно и дружить). Знаю также, что многим женщинам нужны и важны именно приятельские-доверительные отношения, один или несколько мужчин–приятелей в ближнем кругу, но совсем не для секса. Но вот зависит ли эта способность людей к межполовой дружбе от «модуса обладания» и «модуса бытия»? Или всё-таки от чего-то другого?
P.S. «Коллекционер» Фаулза – кажется, отличный пример двух модусов ).