Последнее время смотрю на лица людей в метро и на улицах. То есть я и раньше на них смотрел, но теперь открывается возрастная перспектива.
В лицах юных есть энергия молодости – весь мир им открыт, они хотят его познать и вгрызться зубами. Каждый день важен и несёт новый опыт, и весь мир впереди – неизведанная игровая площадка. Им интересно – что там дальше? Они гибкие, они сами себя не знают, перед ними большое пространство вариантов, какими им быть.
А на лицах 30-летних уже проступает та самая «печать забот». Следы всяких житейских травм и разочарований. Они уже более цельные, они уже про себя знают: я – такой. Но они работают, устремлены к целям, они хотят с этими заботами и проблемами справиться, всё решить и победить. Они ещё полны упрямства и надежд.
На лицах сорокалетних часто видна накопившаяся усталость. Люди уже устаканились в привычках и социальных ролях (я – такой, и вряд ли стану другим), женщины переживают потерю былой привлекательности. Да и мужчины переживают. По очень многим видно: они не любят себя, не гордятся собой. И почти не смотрят по сторонам, они больше в себе, им своих забот хватает, они в метро просто едут от станции А к станции Б.
Пятидесятилетние – и подавно. Особенно, если ещё и бедность хроническая – смотришь на таких тётенек и дяденек, и просто видишь, как их всё это гложет. Неоплаченные счета за коммуналку, душные магазины типа «Дикси» или «Пятёрочки», стоптанные ботинки, потому что как бы недосуг, а на самом деле – просто всегда не хватает этих нескольких тысяч на новую обувь. И уже понятно, что ничего ты в своей жизни не изменишь, никаких чудес в твоей жизни не случится. Может быть, у сыночка жизнь получше будет, вот, с пенсии эти пять тысяч ему отдам…
А вот среди стариков – таких, уже за 60, опять проскакивают искры жизни. Они уже понимают, что радоваться можно каждой мелочи и каждому дню, день прожили – и хорошо! Ничего сегодня не болит – и уже очень хорошо! В старичках и старушках часто опять виден простой житейский оптимизм.