Смотрю на посвящённую Крапивину группу в ВК – там уже третий день идёт поток признаний в любви, люди прощаются и благодарят. Оказывается, огромное количество людей не просто выросло на его книгах – люди эту любовь пронесли сквозь всю взрослую жизнь. И у каждого своя история первой встречи, своя первая прочитанная книга, и многие нынешние взрослые рассказывают, как эти книги изменили их жизнь, как до сих пор перечитывают и открывают для себя. Оказывается, нас таких очень много.
Поэтому вижу явное упрощение в том, что Крапивин традиционно считается «детским» писателем, как бы несерьёзным, этаким добрым милым сказочником. Какой же он детский, если его столько взрослых читают и перечитывают?
Это всё равно что сказать, что братья Стругацкие – фантасты: то есть это будет правдой, но Стругацкие несомненно больше жанра и любого ярлыка; то же и с Крапивиным.
Многие его книги – совсем не только для детей, и они вовсе не милые, а горькие и тревожные. Эта «горчинка» сквозила и в ранних его повестях о школьниках, но полностью проявилась в 80-х, когда Крапивин начал смело переносить действие в гипотетические миры и иные пространства. И если уж говорить о фантастике, то я не знаю, с кем на этом поле можно сравнить Крапивина по значимости и силе таланта. Разве что с теми же братьями.
Владислав Петрович прожил большую жизнь, он очень много успел сделать, и, как верно подметили в одной из статей – слово «умер» тут вовсе не подходит. Книги живут и остаются, несколько поколений знают, любят и помнят, и будут передавать дальше.
Через десять лет моей дочери будет 12 – и я постараюсь передать.
Почти все прощальные благодарности на той странице написаны хорошим русским языком, даже непривычно. https://vk.com/vladislavkrapivin