На той далёкой планете, где мне было 20 с хвостом, мы бы непременно накатили – бодро и торжественно, за уходящий год, да и просто под салат, для разминки. Это же Новый год! Это праздник! Это эйфория и единение!
Здесь же всё было очень спокойно, никакой предпраздничной суеты, и алкоголь не был главным героем вечера. И мне это очень даже нравилось. Мы потягивали глинтвейн и играли в умную настолку, а затем смотрели речь Президента. Все мы смотрели это крайне иронично, с усмешками, но ритуал был соблюдён.
И вот идёт речь Президента, уже близятся куранты, а настроение лёгкого фуршета не меняется. Люди расслабленно смотрят на экран, подшучивают, у кого-то есть в руке бокал, у кого-то нет. Никакой торжественности. Я говорю: ребята, а что, мы сейчас не будем чокаться, бокалы поднимать, всё такое?
Тут они слегка засуетились – точно, давайте, где-то вино ещё было. Я успеваю достать и открыть принесенную бутылку шампанского (а шампанского у них не было!), мы спешно наливаем и успеваем выпить под куранты – но и в этом нет никакой торжественности, приподнятости, братского единения. Никакого «эге-гей, мы празднуем», а скорее просто друзья собрались поиграть в настолку, а тут ещё и Новый Год, и нет никакого ощущения рубежа, который мы совместно проходим, никакого пафоса.
Я пока не понимаю, насколько это тенденция. Но кажется, что новогодняя советская приподнятость – с хрустальными салатницами, которые извлекались из семейных шкафов, с традицией наряжаться в лучшее, с непременными тостами и ритуалом, само умение готовить и праздновать праздник – потихоньку уходит в прошлое.
Конечно, крайности «советского» метода (лицом в салат, тотальная пьянка и хаос) весьма неприглядны – но и в этом есть большой шаманский смысл. Окунуться в праздничный хаос, пройти в ворота Нового Года с дорогими людьми или случайными спутниками, потерять себя в салатах, шампанском и водке, вынырнуть и трезветь в Новом Году, собрать себя заново. Смысл есть.
Ведь Новый Год – чуть ли не единственный общечеловеческий праздник, который у нас остался. Праздник перехода, рубеж. Особенно в наших широтах – это праздник перехода через сумерки зимы: самый короткий день мы уже преодолели, день прирастает, теперь будем двигаться к весне. Как сказал мой очень мало пьющий друг, которому я поведал эту историю: «Знаешь, а я вот уверен: когда люди собираются за одним столом и сдвигают бокалы в общем порыве – это меняет мир, это меняет их реальность, это их куда-то дальше двигает. Появляется важная коллективная энергия».
P.S. Ребята, если прочитаете - не воспринимайте, как критику. Это просто наблюдение «с моей планеты». Ещё раз спасибо вам за тёплую компанию.