Category: искусство

Category was added automatically. Read all entries about "искусство".

Беломорское кладбище, часть 3. Лица.




Здесь, в основном, лица типические - характерные для места и времени. Что не отменяет некоторых загадок - например, что это за повязка-подвязка у Юлии Андреевны?  Почему на фото №7 табличка вообще пуста?



Collapse )

  • Current Music
    Sharif Dean - Do You Love Me?

Ещё о бумажных дневниках

  Время от времени читаю проект http://prozhito.org/ – и не перестаю удивляться, насколько там отражается время и как из множества частных историй складывается мозаика судьбы целого народа.

  И больше всего в этих текстах впечатляют именно «маленькие тайны», личные переживания, которые были доверены дневнику, но вряд ли могли быть рассказаны кому-то с той же степенью искренности. Маленькие штрихи к портрету, зачастую очень бытовые и половые. Вот декадентская поэтесса вдруг осознаёт, что не испытывает влечения к своему мужу, однако страшно уязвлена, когда тот возвращается домой заполночь и пьяный. Вот женщина  в блокадном Ленинграде сожалеет о том, что до войны отвергла своего ухажёра, который пропал без вести на фронте.  Вот один литератор крайне язвительно пишет о другом литераторе, хотя они вроде бы дружат семьями и ходят друг к другу в гости. Вот известный писатель преклонного возраста любуется прелестями проходящих мимо комсомолок, но может доверить это только дневнику.   Вот юная барышня, поначалу пишет о том, как хочет посвятить всю себя служению народу, делать что-то на благо страны, выписывает какие-то цитаты из книг и газет – а потом она влюбляется и весь дневник превращается в амурную девичью хронику.

   И знаете, именно подобные мелкие слабости, какие-то человеческие червоточинки оживляют образ. Даже странное дело – человек в дневнике может сколько угодно воспарять духом, размышлять о судьбах родины, обращаться к каким-то философским категориям, но только после того, как он, даже на страницах дневника стесняясь и сокращая слова, упомянет, что давеча втайне от своей любимой Катеньки ходил к проституткам и теперь ему стыдно и он опасается, не заболел ли он дурной болезнью – тут-то я начинаю этого человека видеть объёмно, верить ему, он для меня оживает.  Нужен какой-то недостаток для объёмного портрета )
  • Current Music
    Smak - Ponoćni Lovac (Biska 18)
  • Tags

парные портреты


    Это Наташа и Женя, герои ненашего времени – поскольку в наш смартфонный век они пришли ко мне за семейной студийной съёмкой ). Наташа здесь - без нескольких недель будущая мама двух близнецов.
Ещё мне нравится, что спустя два года они снова пришли ко мне на съёмку, уже со своими мальчишками.
Кстати, вот повод обсудить – актуальна ли ещё такая «съёмка для семейного альбома»?  Думаю, что среди моих читателей уже большинство семейных – вот скажите, вы ходили парой или с детьми к фотографу в студию?  Или в наше время смарфонов уже не видите в этом смысла?

Collapse )
  • Current Music
    Shocking Blue - The Bird Of Paradise
  • Tags

питерский


Странная всё-таки вещь - берет с пимпочкой. Головной убор потрёпанного гуманитария, уличного художника, клошара, для тех, кому "за". Кажется, это никогда не было одеждой молодых.  И очень может быть, что сам этот тип, скажем, лет двадцать назад смотрел на людей в беретках и думал: "Да это только старики носят"

Портреты группы на фоне винила



В журнале "Союз" вышел мой обзор по фотопортретам на обложках LP. Есть что посмотреть и почитать, и наверняка я что-то забыл - например, я бессовестно забыл упомянуть Umagumma ))

Читать тут:   https://www.soyuz.ru/articles/1136?sectionId=4

шестиптих


 Глядящая на вас камера - это всегда немного вызов, это вопрос, на который надо отвечать. Оптический глаз механизма, направленный на человека, попытка "украсть образ" - в этом есть доля вечной фотографической мистики, в этом есть даже некоторая доля агрессии по отношению к тому, кто перед камерой.

И мы пытаемся отвечать. Мы что-то такое изображаем, какую-то там самопрезентацию выстраиваем, мы защищаемся. Мы прячемся за дежурными улыбками и жестами, у многих в запасе есть целый набор готовых лиц и поз "для фотографии". Есть люди, которые на камеру автоматически реагируют дикими ужимками и гримасами, а есть многие люди-женщины, которые без косметики и укладки вообще своего портрета не представляют. И всё это - защита.

И всякая съёмка портрета - это упражнение на доверие. Доверие к себе и к миру. Вот знаете, я только что подумал - когда человек при съёмке закрыт, зажат, тщательно "выстраивает лицо", прячется за множеством масок - это ведь он не мне не доверяет. Это он не доверяет миру вообще, в целом.

Конечно, доверие и закрытость друг друга не взаимоисключают, они всегда в каких-то пропорциях смешиваются. Но вот Настя сама снимает и в этих портретах пропорция мне нравится.  )

P.S. Как думаете, от чего зависит способность людей "открываться" перед камерой?


Collapse )
  • Current Music
    Frank Zappa - Sinister Footwear 2nd mvt.
  • Tags

****



    И вот ещё что я заметил, бродя по кладбищам Питера... Выборку можно сделать совершенно разную - при желании можно показать только рабоче-крестьянские челюсти и взгляды. Можно отдельно отобрать интеллигентов, нэпманов, военных... Можно отобрать утончённых барышень, которые ходили фотографироваться в престижное ателье на Невском, можно отобрать простых старушек, которым на памятник пошла чуть ли не единственная за всю их жизнь фотография - мне мерещится множество возможных тем. Можно отобрать хорошо сохранившиеся портреты - а можно взять только те, которые время изменило до неузнаваемости. И в каждом из этих срезов ушедшего человечества будет неоспоримая правда - потому что другого портрета нет. И получается, что именно здесь, на кладбище, фотография не врёт.  При жизни человека фотография неминуемо изображала - а здесь становится максимально честным и единственным оставшимся свидетельством.


Collapse )

отпечаток Нины



1935. Иногда даже вроде бы понимающие люди спрашивают - "И зачем? Это же просто пересъёмка, ты ничего не превносишь"  Но ведь это и есть крутейшая функция фотографии, вот этот ход времени, отражённый в портрете. Начиная с того, что сама Нина Фёдоровна, собираясь к фотографу, наверняка не планировала покинуть этот мир в возрасте тридцатитрёх лет, и нисколько не предполагала, что именно это фото станет памятным изображением на её могиле. Продолжая тем, что именно здесь время работает очень зримо - время выедает Нину, и само изображение её тоже вскоре исчезнет. Но пока она живая, абсолютно живая - именно с помощью фотографии. Да что я объясняю, и так понятно.